Совсем скоро в издательстве Corpus выходит очень необычная книга, для которой, наверное, стоило бы придумать отдельный жанр — например, “читательская” или “литературная” психология. В своём феноменологическом исследовании с иллюстрациями “Что мы видим, когда читаем” Питер Менделсунд рассказывает всю правду о персонажах знаменитых романов, которые навсегда поселились в нашем воображении.
Помните ли вы, как выглядит Анна Каренина? Почему её лицо так просто описать, но невозможно себе представить? Из каких деталей складывается образ литературного героя? Что общего между чтением и скоростью передвижения в пространстве? Питер Менделсунд задаёт читателю эти и другие неожиданные вопросы. Автор предлагает вместе понаблюдать за тем, как наше восприятие персонажа меняется по ходу повествования, и проанализировать, почему это происходит.
Вы наверняка замечали, что разные книги читаются совершенно по-разному. Одну вы проглатываете за пару дней, а другую хочется растянуть на недели и даже месяцы. Менделсунд подробно объясняет, с помощью каких приёмов автор руководит читателем и подсказывает ему, как именно нужно читать его книгу. А ещё вы наверняка не раз удивлялись, что человек, о котором вы много слышали, при первом знакомстве вдруг выглядит совсем иначе. Но как это — “иначе”? Откуда берётся первоначальный образ, если вы ещё ни разу не виделись? Оказывается, незнакомые люди — те же литературные герои, а значит, до первой встречи они тоже живут в нашей фантазии. Менделсунд рассказывает, как действия и поступки задают характер, как из мимолётных деталей рождается персонаж, чью внешность автор намеренно описывает лишь потом — и тут мы понимает, что представляли героя совсем другим. Менделсунд справедливо считает, что все хорошие книги в сущности детективны. Ведь детективным может быть не только сюжет, но и описание персонажей — всё зависит от того, какую игру автор затеет с читателем.
В книге “Что мы видим, когда читаем” Менделсунд раскрывает многие писательские секреты. Почему цвет глаз мадам Бовари меняется по ходу действия романа? На что, например, могут указывать самые обычные (или очень необычные) усы? Почему Шарлотта Бронте намеренно не описывает одного из самых важных героев “Джейн Эйр”? Как работает эффект недосказанности в литературном тексте? Что стимулирует наше воображение? В чём разница между видением и пониманием? И что же мы всё-таки видим, когда читаем? Менделсунду удалось легко и невероятно увлекательно рассказать о том, что же на самом происходит с нами, когда мы закрываем книгу и понимаем: секунду назад мы прожили совсем другую жизнь.