Нил Ашерсон получил историческое образование в Кембридже, учился у выдающегося ученого Эрика Хобсбаума (его книга "Разломанное время. Культура и искусство в двадцатом веке" вышла в нашем издательстве в прошлом месяце). По признанию Хобсбаума, Ашерсон был самым блестящим его студентом. Тем интересен дальнейший выбор перспективного ученика — Ашерсон отказывается от научной карьеры в пользу журналистики.
Объездив полмира и сотрудничая с The Gardian и с Observer (для этого издания он писал тридцать лет), Ашерсон становится свидетелем важных исторических событий прошлого века — от деколонизации Африки до распада СССР. Об истории талантливый журналист, впрочем, тоже не забывает — в 1963 году выходит его первая книга о бельгийском короле Леопольде II. Затем книги о Польше и польских событиях 80-х годов (с этой страной у автора особые отношения — Варшава стала первым городом за "железным занавесом", в который был командирован молодой журналист Ашерсон). Стоит ли говорить, что Восточная Европа потрясла автора, и он возвращался в эту часть света еще не один раз.
Книгу "Черное море. Колыбель цивилизации и варварства" Нил Ашерсон написал в 1995 году — не нужно опасаться, что исторические эссе автора неактуальны. Во-первых, Ашерсон добавляет яркое современное предисловие, в котором подробно и без купюр говорит об аннексии Крыма и турецких протестах на площади Таксим с точки зрения западного ученого. То есть, говорит непредвзято. Просто факты, предлагая читателю делать выводы самому.
Во-вторых, поселения вокруг Черного моря появились задолго до того времени, когда славяне начали славить Перуна — греки, например, направили свои судна к северной части Черноморского побережья в 8 веке до н.э.! Оцените масштаб. Имеют ли значение 20 лет в историческом контексте времени? Совершенно точно нет.
На каждой странице книги "Черное море. Колыбель цивилизации и варварства" автор переплетает древнюю историю с событиями довольно свежими. Тут и распад Советского Союза его глазами (Нил Ашерсон путешествовал по Крыму и посещал Москву как раз в августе 1991), и сверхскоростная депортация татар с Черноморского побережья в Среднюю Азию (тысячи людей просто выкидывали из товарных вагонов посреди степи без средств к существованию — тот еще квест на выживание), и депортация греков (примерно такая же история, произошедшая чуть раньше — во времена бушующего сталинского террора). Эти довольно близкие нам по времени события перемежаются историей древнегреческой колонии Ольвии на берегах Черного моря и коротким рассказом об основании Одессы (кстати, изначально предлагалось назвать город Одессос).
А еще ироничные воспоминания о настоящих русских археологах, исторические данные и личные ощущения автора от знакомства с миром донского казачества, истории о черноморских амазонках, властолюбивая Турция, гордая Грузия, маленькая Абхазия… Все то, что географически связано с этим интереснейшим и богатым на исторические явления регионом.
И самое важное — обо всех событиях, так или иначе связанных с Черным морем, Ашерсон пишет захватывающе и с любовью к предмету исследования. Он не дает оценок действиям властей, не скатывается в критику. Он наблюдает. И предлагает читателю понаблюдать вместе с ним.
По его мнению, Черное море — подвижный и живой организм, каждая часть которого не отделима от другой. И полностью понять его можно, только изучая части этого организма в комплексе.
Что и делает Нил Ашерсон в своей книге "Черное море. Колыбель цивилизации и варварства".