09 марта 2022

Corpus.Интервью: Кристер Стурмарк о книге "Светоч разума. Рациональное мышление в XXI веке"

В издательстве Corpus в переводе Инны Кагановой и Татьяны Лисовской вышла книга Кристера Стурмарка "Светоч разума. Рациональное мышление в XXI веке". Мы попросили автора рассказать об этой работе.


Когда произошел тот трагический поворот от идей гуманизма и просвещения к торжеству суеверий, заблуждений, разрушительных националистических идей и лженаучных теорий? Был ли здесь какой-то один или несколько поворотных моментов?

Думаю, причин было несколько. Во-первых, разрыв между житейскими ценностями и идеями Просвещения растет все быстрее со времен окончания холодной войны и падения Берлинской стены. Во-вторых, интернет и социальные сети позволяют создавать закрытые сообщества, где ничто не мешает расцветать теориям заговора и фундаменталистским настроениям.

Многие философы (а также политики, социологи, писатели) на протяжении столетий спорили: человек по своей природе зол или добр? Есть ли ответ на этот вопрос?

Соглашусь с Юнгом, который считал нас и добрыми, и злыми одновременно. Но важная часть нынешнего просветительского движения, призванного популяризировать науку и здравый смысл, состоит в том, чтобы учиться контролировать наши темные стороны и принимать решения на основе рациональных аргументов, а не эмоций или традиций.

Почему именно в наше время, во время стремительного научного прогресса и легкой, в два клика, проверяемости практически любой информации, возникает все больше совершенно безумных лженаучных теорий и спекуляций, в которые верят все больше людей?

Потому что в интернете и социальных сетях создаются закрытые виртуальные пространства, где люди могут спокойно взращивать свои теории заговоров, не видя и не слыша ни альтернативных идей, ни контраргументов.

Когда мы говорим об идеалах эпохи Просвещения, какие именно идеи мы имеем в виду прежде всего?

Я имею в виду прежде всего идеи, что лучший способ получить эмпирические знания о мире – это научный метод и что необходимо развивать светскую этику, независимую от религиозных текстов и догматов.

В своей книге вы пишете о том, что XXI веку необходима "новая эпоха Просвещения". Будет ли "новая эпоха Просвещения" отличаться от "старой"?

Точнее будет сказать, что я предлагаю заново проникнуться идеями Просвещения и руководствоваться ими в наступившем столетии. Потому что они уже долгое время все дальше отходят на задний план, особенно в мусульманских странах, но и в остальном мире тоже.

Современному человеку проще или сложнее следовать идеалам Просвещения, чем человеку XVII–XVIII веков, оригинальной эпохи Просвещения?

На мой взгляд, проще, поскольку наука с тех пор дала нам множество благ – взять хотя бы те же вакцины, в частности и от ковида при текущей пандемии. Но об этом надо говорить как можно громче, распространять принципы Просвещения, среди прочего и в интернете и соцсетях, чтобы дать отпор всяческим предрассудкам и суевериям.

На английский язык книгу перевел знаменитый физик, лауреат Пулитцеровской премии Дуглас Хофштадтер, который рассказывает, что в процессе работы над переводом много общался с вами. Повлияло ли это общение на ваше восприятие собственной книги и привело ли к каким-нибудь значимым изменениям её англоязычного варианта?

О да! Дуглас был для меня интеллектуальным образцом с тех пор, как я еще подростком прочел его книгу "Гёдель, Эшер, Бах". Это было 35 лет назад! На самом деле он сделал гораздо больше, чем просто перевод моей книги. Он обогатил ее многими примерами и мыслями, так что англоязычная версия получилась гораздо лучше оригинальной. А еще он приезжал в Швецию на три месяца, чтобы вместе со мной поработать над рукописью, и мы очень подружились.

Хофштадтер – один из пионеров изучения потенциальных возможностей искусственного интеллекта, всерьез озабоченный проблемой возможной замены человека машиной, технологической эволюции. Говорили ли вы с ним об этом? Может быть, мы наблюдаем не отклонения от идеалов Просвещения, а закат человеческой цивилизации, а новая эпоха Просвещения наступит уже не для людей, а для разумных машин?

Да, мы обсуждали "революцию искусственного интеллекта", но Дуглас считает, что даже до машин, способных создавать, например, хорошие переводы, нам еще очень и очень далеко. Я знаю, что многие известные личности полагают, будто ИИ может захватить власть и проникнуться враждебностью к людям, но мне кажется, подобный сценарий в обозримом будущем нам не грозит. Мы еще так мало знаем о том, как мозг формирует сознание, а нам ведь предстоит во всем этом разобраться, прежде чем мы начнем создавать думающие машины.

Вас можно назвать идеалистом? Почему в последнее время это слово приобрело если не негативную, то, по крайней мере, ироническо-снисходительную окраску? Что делать идеалистам, чтобы к ним прислушивались?

Знаете, я предпочел бы называться реалистом. Я прекрасно понимаю, что светоч разума во всем мире сейчас горит слабенько и что ослабевал он очень долго. Но все же я верю, что можно это изменить: если последовательно защищать ценности Просвещения и здравый смысл, его огонь окрепнет.