В издательстве Corpus вышла книга гениального режиссера Кшиштофа Кеслёвского "О себе. Автобиография, сценарии, статьи, интервью". Мы задали пять вопросов составителю и редактору этой книги Олегу Дорману.
— В книге собрано огромное количество материала от, собственно, автобиографии Кшиштофа Кесьлёвского "О себе" до его статей, сценариев, интервью, дневниковых записей и даже фрагмента дипломной работы. По какому принципу Вы подбирали этот материал и как он организован внутри книги?
— Принцип был самый естественный – интервью и статьи, которые относятся ко времени работы над каждым сценарием и фильмом.
— В чем важность Кеслёвского для мировой культуры и что он привнёс в мировой кинематограф?
— Да что нам мировая культура? – главное, чтобы фильм касался твоей души. Сам Кесьлёвский говорил, что большой автор как будто формулирует твой опыт. Он показал жизнь этой самой души в обстоятельствах, душе, казалось бы, противоположных, во второсортные времена… Наверное, нужен еще один Кесьлёвский, чтобы выразить это словами. Пересмотрите «Веронику». Или «Синий». И сами скажете, что привнес Кесьлевский.
— На вас, как режиссера, повлиял Кшиштоф Кеслёвский?
— Да. Мне стыдно перед ним.
— В процессе работы над книгой были ли что-то, что Вы вдруг поняли о Кеслёвском, что-то, чего Вы раньше не замечали?
— Это происходит всякий, всякий раз, когда я перечитываю его тексты. Глубина его чувства, острота мысли, точность слова поразительны.
— В чем заключалась основная сложность работы над книгой?
— В том, что пришлось ждать публикации двадцать лет. Зато если поначалу мы не смели и мечтать, что книга будет такой большой и в нее войдут не только сценарии, но статьи и интервью, то теперь я думаю: всё делается наилучшим образом. Нужно только набраться терпения.