Книга, которая рассказывает о том, какую колоссальную роль сыграл еврейский народ в истории XX века, и объясняет, почему по-другому и быть не могло.
Изначально культ древнегреческого бога Гермеса был связан с пограничными столбами. Покровитель путников и пастухов, глашатаев и астрологов, Гермес был богом торговли, хитрости и красноречия. Ему, как и его римскому аналогу Меркурию, возносили молитвы переводчики и купцы, глашатаи и целители, маги и барды, все те, кто "не пасет стада, не возделывает землю и не живет мечом". Бог границы, он не только служил единственным проводником в Аид, но являлся помощников в налаживании торговых связей между странами. Народы и племена-меркурианцы, по Слёзкину, – вечные изгои, вынужденные приспосабливаться к самым разным условиям и учиться извлекать из них выгоду, оторванные от своих корней, умеющие приспосабливаться, но при этом с необычайной рьяностью оберегающие свои обычаи и традиции. Эти общности служили главным звеном в торгово-экономических связях на протяжении всей истории человечества. Так, например, в Восточной Африке начала XX века функцию таких «посредников» между европейской элитой и туземными скотоводами заняли индийцы, прибывшие после 1895 года на строительство Угандийской железной дороги. Вскоре в их руках оказалась вся розничная торговля, большинство конторских должностей и "свободных" профессий. Главным ресурсом этих меркурианских групп были люди, а не природа, все они были вторичными производителями, специализировавшимися на предоставлении товаров и услуг окружавшему их земледельческому или пастушескому населению. Триумф этого образа жизни пришелся на XX век, а главным его действующим лицом оказался еврейский народ. Юрий Слёзкин прямо называет XX век – еврейским веком, а современную эру – еврейской эрой:
"Модернизация заключается в том, что все становятся подвижными, чистоплотными, грамотными, говорливыми, интеллектуально изощренными и профессионально пластичными горожанами; в том, что культивируются люди и символы, а не поля и стада; в том, что богатства ищут ради образования, образования – ради богатства и того и другого – ради их самих; в том, что князья и крестьяне превращаются в учителей и торговцев, наследственные привилегии сменяются приобретенным престижем, а место сословий занимают отдельные личности, малые семьи и начитанные племена (нации). Модернизация – это когда все становятся евреями".
На рубеже XX столетия 5,2 из примерно 8,7 миллионов евреев Европы находились на территории Российской империи, причем 90% из них проживали в "черте оседлости". Здесь они, за исключением небольшого количества крестьян и фабричных рабочих, выполняли традиционную для себя роль посредников между сельским населением и различными городскими рынками. Одной из главных причин выхода еврейского народа на ведущие роли в мировой истории XX века автор называет как раз распад этой черты оседлости и связанными с этим распадом тремя мессианскими исходами: в Соединенные Штаты Америки, в Палестину и в города СССР. Юрий Слёзкин не только рассматривает общие, глобальные процессы, происходившие в еврейском обществе в это время, но и концентрируется на судьбах отдельных его представителей: писателей и врачей, политиков и купцов, революционеров и охранителей, палачей и их жертв, всех тех, кто стоял в авангарде человеческой истории в один из самых драматичных периодов ее развития.