"В начале нашей истории мы застаем Ленина в Швейцарии. Принужденный к эмиграции решениями царских судов, вождь большевиков был здесь в достаточной безопасности, однако теперь его снедало неудержимое желание своими глазами увидеть революцию, которую он пророчил в течение двадцати лет. Как и многие социалисты, он ожидал, что революция начнется где-нибудь в Западной Европе, однако в первые месяцы 1917 года вдруг стали поступать известия о массовых протестах в Петрограде".
В итоге 9 апреля 1917 года Ленин сядет в Цюрихе на поезд и восемь дней будет ехать через пылающие в огне Первой мировой войны Европу в охваченную хаосом революции Россию. Особенно трудным станет проезд через ощетинившуюся пушками Германию.
Это – та самая поездка в пломбированном вагоне, воспетая в советских учебниках истории. Уже тогда многие революционеры увидели в этом сделку с врагом, а самого Ленина называли не иначе, как немецким шпионом. Одна из целей книги Кэтрин Мерридейл "Ленин в поезде. Путешествие, которое изменило мир" – попытка понять, какую же игру затеяли ведущие мировые державы, что за роль отводилась в этой игре Ленину, справился ли он с этой ролью и кто в результате остался в выигрыше. Поездка Ленина – центральная смысловая точка книги, она словно некая граница делит историю XX века на "до" и "после". В первой половине – европейские салоны, философские споры, вербовка союзников, клеймление оппонентов, во второй – революционный Петроград, ощущение великого слома и, в конце концов, власть над первым в мире социалистическим государством. И это при том, что, собственно, идеи, которые излагал прибывший в революционную Россию вождь мирового пролетариата, казались, в лучшем случае, сильно отставшими от жизни, а в худшем – бредом безумца.
"Своей речью Ленин заставил изрядно растеряться всех, кто его слушал в зале особняка Кшесинской. По словам Суханова, большевистская секта продолжала пребывать в недоумении и растерянности. И [незначительная] поддержка, которую нашел себе Ленин, пожалуй, ярче всего подчеркивала его полную идейную изолированность не только среди социал-демократии вообще, но и среди своих учеников в частности. (Суханов. Записки. Т. 2. С. 17.) Ходили слухи, что под утро даже Крупская вроде бы сказала кому-то: "Боюсь, всё это выглядит так, будто Ленин сошел с ума".
Он приехал, договорившись с вражеской империей, в страну, охваченную революцией, в которой он не принимал непосредственного участия. Герои этой революции над ним посмеивались, собственные соратники считали, что он оторван от реальности. И несмотря на это – именно он стал новым вождем. Россия вышла из Первой мировой войны. Но зародившаяся на руинах Российской империи новая держава окажется для Германии еще более страшным соперником.
"История поезда с Лениным принадлежит не только Советам. В каком-то смысле это – притча о большой игре великих держав, и она доказывает, что великие державы почти всегда ошибаются".
Кэтрин Мерридейл в настоящее время преподает историю в Королевском колледже Кембриджа и считается одним из главных специалистов по России. Её книга "Красная крепость" получила Историческую премию Вульфсона и премию русской книги Пушкинского дома, а "Каменная ночь" была удостоена премии Хейнемана и вошла в шорт-лист премии Сэмюэля Джонсона 2001 года.
Перевод с английского под редакцией Александра Турова.