На русском языке вышла книга Сары Нович "Кроме шуток" — не только история взросления, но и важное высказывание о том, как язык влияет на культуру и общество. Рассказываем, почему стоит обратить внимание на эту трогательную книгу об учениках школы для глухих, их учителях и родителях.
"Утопический мир в культуре носителей жестового языка называется Эльдоглядо, потому что это общество, которое ставит во главу угла зрение, а не слух, как принято в реальности. В мире глухих очень популярна легенда о стране, где люди пользуются жестовым языком и все рассчитано на визуальное восприятие. В одних рассказах слышащие составляют меньшинство и учат язык большинства, в других эта страна полностью населена глухими".
Так начинается заметка "Ухо против глаза: мифология глухих" — один из многих кратких уроков, разбросанных между главами романа Сары Нович "Кроме шуток". Действие книги происходит в Ривер-Вэлли, школе-интернате для глухих, где читатели знакомятся с незабываемыми персонажами, каждый из которых пытается решить свою проблему.
Название романа происходит от восклицания на американском языке жестов. "Кроме шуток" означает "серьезно", "правда" или "честное слово". Это выражение придумала Фебруари Уотерс — директор Ривер-Вэлли. Она сама ребенок глухих родителей, поэтому близко к сердцу принимает проблемы своих учеников. Многие глухие дети, по опыту Фебруари, страдают языковой депривацией — жестовый язык настолько стигматизирован в обществе, что, "пытаясь избежать его, родители неосознанно выбирали изоляцию, запирая детей в их собственной голове, как раньше их запирали в специализированных учреждениях". Взрослые боятся, что жестовый язык станет для детей клеймом, но клеймом в итоге становится его незнание.
В Ривер-Вэлли Фебруари удается создать что-то вроде собственного "Эльдоглядо", где ученики не только узнают больше о культуре и истории глухих, но и находят новых друзей и зачастую даже новый дом. Однако не все так безоблачно: из-за финансовых трудностей Ривер-Вэлли находится на грани закрытия, и Фебруари отважно борется за спасение школы ради своих учеников.
Другая героиня книги, Чарли Серрано, родилась глухой в семье слышащих родителей. В три года ей поставили кохлеарный имплант, и с тех пор девочку мучают головные боли. Врачи убедили ее родителей, что она должна стать на сто процентов зависимой от импланта, чтобы научиться слышать. Жестовый язык в их семье никогда даже не обсуждался — это бы помешало ей научиться воспринимать язык на слух. Ее отправляют в обычную школу, чтобы она практиковала устную речь, но годы пребывания в ней приносят Чарли одни страдания.
После долгого бракоразводного процесса, в результате которого отец Чарли выиграл битву за право опеки, она поступает в школу Ривер-Вэлли, где наконец-то будет изучать жестовый язык. В начале учебного года Чарли отчаянно надеется, что теперь ее жизнь все-таки изменится к лучшему, ведь она будет проводить время с такими же ребятами и учителями, как она сама.
"Чарли была неприкаянной; она совсем не разбиралась ни в культуре, к которой принадлежала, ни в истории, которая принадлежала ей. Такими были почти все ученики, для которых предназначался коррективный курс, — большинство из них пришли в Ривер‐Вэлли уже после того, как не справились с учебой в обычной школе. Фебруари напишет для них свою собственную учебную программу, курс о культуре глухих".
В школе Чарли знакомится с Остином Уоркманом, которого Фебруари просит стать наставником девушки. Парень своего рода знаменитость, ведь все в его семье глухие, а историю его прапрадедушки и прапрабабушки, сбежавших в 1886 году из жестокого приюта для глухих и душевнобольных, с почтением пересказывают как настоящую легенду. Клан Уоркманов в сообществе глухих стал своеобразным мифом, идеальным воплощением социолингвистической изоляционистской фантазии.
У Остина было прекрасное детство среди горячо любящих его людей, говорящих с ним на жестовом языке, его обожали все местные глухие, и он рос таким жизнерадостным, уверенным в себе мальчиком, каким можно быть, только если чувствуешь, что тебя понимают. Но жизнь Остина в одночасье меняется, когда у него рождается слышащая сестра. Это нарушает хрупкое равновесие в его семье и переворачивает весь мир парня с ног на голову.
В романе "Кроме шуток" Сара Нович мастерски соединяет воедино истории трех совсем разных персонажей. О проблемах своих героев автор знает на личном опыте — она сама глухая. Помимо художественной прозы, Нович пишет научно-популярные статьи о социальной справедливости и проблемах инвалидности, а также борется за права людей с нарушением слуха.
"На самом деле, я написала эту книгу для себя-подростка, которым была когда-то, и для всех глухих детей, которые чувствуют себя чужими и одинокими", — признается Сара Нович в одном из интервью.
Благодаря оригинальному стилю повествования читатели могут вместе с Чарли изучать жестовый язык, а также историю и культуру глухих. Эта книга — не только роман взросления, но и высказывание автора об опасностях языковой депривации, о неоднозначности использования кохлеарных имплантов, о проблеме глухоты как культуры, которая борется за сохранение себя в современном обществе. Во время работы над романом Нович провела масштабное исследование и побеседовала со многими учениками школ для глухих. Книга убедительно показывает, как важно образование для современного общества и формирования чувства собственного достоинства у подростков.
"Кроме шуток" — это и история о языке жестов и чтении по губам, об инвалидности и гражданских правах, о несправедливости и изоляции, о первой любви и первых разочарованиях. Но прежде всего это история об огромном упорстве, смелости и радости, которую приносит общение. Этот важный — кроме шуток — роман, воспевающий человеческие взаимоотношения, станет для читателей незабываемым путешествием в удивительный мир глухих.