"Безупречный шпион" — биография Рихарда Зорге, виртуоза советской разведки. Автор книги Оуэн Мэтьюс провел масштабное исследование на основе множества источников, часть из которых публикуются впервые. Ему удалось создать объемный портрет неоднозначного героя: блестящего шпиона с необыкновенной харизмой, которого обожали женины и друзья, сноба и интеллектуала, преданного коммуниста и циничного лжеца, но без сомнения человека смелого и невероятно талантливого. Рассказываем, почему стоит прочитать биографию Зорге, которая, несомненно, понравится всем поклонникам шпионских романов.
Знаменитый писатель Джон Ле Карре говорил, что шпионы — невероятно ненадежные рассказчики, ведь им снова и снова приходится сочинять о себе новые легенды. Рихард Зорге не был исключением: значительную часть своей жизни он существовал в мире, где над ним постоянно нависала угроза провала и ареста, что сделало его профессиональным лжецом.
"Писать биографию Зорге — задача необычайно трудная, — говорит автор книги Оуэн Мэтьюс. — Большую часть своей жизни он провел в тени, и его выживание напрямую зависело от секретности. При этом он был экстравертом и всегда любил привлекать к себе внимание. После разоблачения, оказавшись в одиночестве в японской тюрьме, Зорге принялся создавать свой идеальный образ для следствия, а возможно, и для потомков. В обширной переписке с Москвой, в письмах жене Кате, в статьях, научных трудах и признаниях он оставил значительные письменные свидетельства. Однако, как и многие, казалось бы, общительные люди, свое истинное лицо он тщательно скрывал. Он был человеком с тремя лицами. Первое — светский лев: вызывающе необузданный, душа компании, которого обожали женщины и друзья. Второе лицо он являл своему московскому начальству. А третье — человека высоких идеалов и низменных желаний, погрязшего во лжи, — он не показывал почти никому".
Кем же был Рихард Зорге на самом деле? Биография знаменитого разведчика, написанная Оуэном Мэтьюсом, пожалуй, наиболее полная попытка найти ответ на этот вопрос. В огромных томах признаний и расшифровок, собранных японской полицией, а также в ста с лишним книгах, написанных о Зорге после его казни в 1944 году, ранее не была представлена советская версия событий. Ни одному западному историку не удалось получить доступа к досье Зорге ни в архивах Коминтерна в Москве, ни в архивах советской военной разведки в Подольске, и никто из них не ссылался на важные современные труды российских историков, опирающиеся на те части военного архива, которые с 2000 года были закрыты для иностранных ученых.
В книге Оуэна Мэтьюса впервые рассказывается история головокружительной карьеры Зорге — агента Коминтерна; его опалы во время беспощадных сталинских чисток в рядах этой организации, коснувшихся всех, кроме самых раболепных иностранцев; его вербовки советской военной разведкой; недоверия и паранойи, в результате которых добытые им ценнейшие разведданные отметались как вражеская дезинформация. Впервые рассказывается и о том, как Зорге предпринимал отчаянные попытки предупредить Сталина о предстоящем вторжении Германии в СССР в июне 1941 года. Его предостережения систематически скрывались высшим руководством РККА из-за смертельного страха противоречить идее фикс Сталина, что Гитлер никогда не пойдет войной против него.
Рихард Зорге родился в 1895 году в Баку, самом богатом городе Российской империи, в семье бурового инженера Вильгельма Рихарда Зорге и его русской жены Нины. Рос будущий разведчик в Германии времен Вильгельма II, участвовал в Первой мировой войне. Был ранен на Восточном фронте и до конца жизни заметно хромал. Зорге получил Железный крест второго класса и был освобожден от службы в армии по состоянию здоровья. Тогда же он узнал, что в боях погибли два его брата. Именно эти события во многом повлияли на взгляды Зорге: он постепенно радикализовался и стал коммунистом.
В своей книге Оуэн Мэтьюс невероятно увлекательно описывает события из жизни Рихарда Зорге, так что биография знаменитого разведчика читается не как научное исследование, а как захватывающий шпионский роман, главный герой которого чем-то напоминает Джеймса Бонда. "Он был доктринером, алкоголиком и ловеласом. Он не мог жить без риска, любил похвастать и часто бывал крайне распущен… Он был при этом отчаянным снобом-интеллектуалом, чьей родной стихией были казино, бордели и дансинг-холлы межвоенных Токио и Шанхая", — отмечает Мэтьюс.
Некоторое время Зорге пытался вести тихую жизнь в Москве, женился на женщине по имени Катя и мечтал об академической карьере. "Если бы я жил в мирных общественных и политических условиях, я, вероятно, стал бы ученым, но, несомненно, не стал бы разведчиком", — писал Рихард Зорге в своей тюремной автобиографии. В течение всей своей карьеры он настаивал, чтобы к нему обращались, называя его ученую степень — "доктор Зорге".
Однако мечте его не суждено было сбыться, ведь жажда острых ощущений каждый раз брала верх. Сначала Зорге отправился в Шанхай, в то время свободный город, контролируемый колониальными державами, ставший центром мирового шпионажа. Там ему удалось создал сеть, которая добывала ценные разведданные о Китае. Следующим этапом его карьеры стала работа в Японии, благодаря которой его имя навсегда было вписано в историю XX века.
Зорге был одновременно членом Коммунистической партии СССР и нацистской партии Германии; специальным советником посла Германии в Японии и любовником его жены; шумным завсегдатаем самых злачных ночных заведений Токио и поставщиком самых поразительных секретов для Советского Союза. Он создал разведывательную сеть, которая проникла в самые высшие эшелоны японской власти, и смог получить важнейшую информацию о намерениях, ресурсах и возможностях этой страны.
У победы, разумеется, много творцов. Особенно у такой кровопролитной и судьбоносной, как победа Советского Союза во Второй мировой войне. Но ключевую роль в спасении Советского Союза от катастрофы в 1941 году и дальнейшей победе в 1945 году сыграла безупречная работа Рихарда Зорге. Он стал одним из немногих шпионов, которому действительно удалось изменить ход мировой истории.
В октябре 1941 года Зорге был арестован, а его сеть была раскрыта. До последнего он надеялся, что Советский Союз вмешается в его судьбу и его обменяют на японских военнопленных. Однако Москва не предприняла никаких попыток спасти Зорге и вернуть его в СССР. 7 ноября 1944 года Рихард Зорге был казнен в японской тюрьме.
Прокурор Мицусада Ёсикава вспоминал потом своего заключенного с восхищением и симпатией: "Зорге — удивительный человек. Он был открыт и добродушен... За всю свою жизнь я не встречал более выдающегося человека".
В октябре 1945 года, через два месяца после капитуляции Японии, оккупационные власти союзников опубликовали подробности дела Зорге в местной прессе. Его история стала настоящей сенсацией. На японском языке было написано свыше сотни книг об агентуре Зорге, а токийское Общество Зорге существует до сих пор и проводит популярные ежегодные конференции.
После войны американские оккупационные власти в Японии проявили значительный интерес к сохранившимся судебным материалам по делу Зорге, главным образом из-за опасений, что Советы могли осуществить столь же успешную операцию, внедрившись на территорию США. Генерал Дуглас Макартур, главнокомандующий оккупационными войсками союзников в Японии, назвал достижения Зорге "обескураживающим примером блестящего успеха в шпионаже".
Советскому Союзу потребовалось гораздо больше времени, чтобы воскресить память о Зорге из числа миллионов сталинских жертв. Лишь в 1964 году, когда на Московском кинофестивале состоялась премьера франко-германского фильма о жизни Зорге, это дело привлекло внимание Никиты Хрущева. Снятая в 1961 году, картина французского режиссера Ива Сиампи "Кто вы, доктор Зорге? " была во многом основана на весьма фантастической версии событий. Однако, когда фильм увидел Хрущев — на сеансе присутствовали также Жуков и Голиков, — он потребовал, чтобы ему дали личный ответ на заглавный вопрос фильма Сиампи. Была сформирована комиссия для сбора документов и свидетельств оставшихся в живых офицеров советской разведки, работавших с Зорге, а результаты — в том числе, удивительным образом, пространные отрывки из сверхсекретной переписки 4-го управления с Токио — были опубликованы в виде книги.
Советское руководство решило, что Зорге должен быть причислен к официальному пантеону советских святых. Недавно была воздвигнута Берлинская стена, и восточногерманскому народу требовался просоветский герой-антифашист, хороший немец, являвшийся при этом еще и советским патриотом. Зорге посмертно стал Героем Советского Союза, и на его могиле появился громоздкий каменный монумент с изображением Звезды Героя.
В Москве в честь разведчика назвали улицу, дополнив ее памятником с фигурой в струящемся плаще-тренче, вырастающей из бронзовой стены. В честь Зорге был назван корабль, его морщинистый лик был увековечен на десятикопеечной марке. К 2017 году по-русски было опубликовано по меньшей мере полдюжины литературных биографий знаменитого шпиона.
Еще один всплеск официально санкционированной славы Зорге пережил в конце 1970-х годов. В тот время влияние и престиж КГБ и его председателя Юрия Андропова стремительно росли, и службе требовался герой-шпион — эффектная советская версия Джеймса Бонда, чтобы представить КГБ в положительном свете. Поступил запрос на новые книги и статьи. Советский писатель Юлиан Семенов написал культовую серию книг под названием "Семнадцать мгновений весны", повествующих о приключениях вымышленного советского "крота" в аппарате нацистской разведки в Берлине. По мотивам книги в 1979 году был создан культовый телесериал. Семенов говорил, что его вымышленный персонаж, Макс-Отто фон Штирлиц, был вдохновлен образом Зорге.
"СССР официально канонизировал Зорге-героя. Однако никакие памятники и книги не смогут изжить подозрительность, безразличие и, наконец, предательство Советского Союза в отношении своего величайшего разведчика. Ни один другой советский агент не служил Москве так долго и так достойно. Созданная Зорге агентура получила уникальный в истории шпионажа новейшего времени доступ к кулуарам власти в Германии и Японии. И несмотря на это, в момент величайшей опасности, грозившей его приемной родине, в нагнетаемой Сталиным атмосфере паранойи ценнейшие разведданные, исправно отправлявшиеся Зорге в Москву, игнорировались. Зорге был несовершенным человеком, но безупречным шпионом — отважным, гениальным и неутомимым", — такую заключительную характеристику дает герою своей книги Оуэн Мэтьюс.