В нашем издательстве выходит третья книга режиссера-документалиста Елены Якович "И Бог ночует между строк. Вячеслав Всеволодович Иванов в фильме Елены Якович" по одноимённому четырехсерийному киномонологу блестящего ученого.
Елена Якович рассказывала нам в коротком видеоинтервью, в каких условиях и почему она приняла решение снимать Вячеслава Всеволодовича: сначала ждала приезда ученого в Переделкино, где много лет находится дача Ивановых – справа от дачи Пастернака, ставшей домом-музеем Бориса Леонидовича. А потом поняла: не нужно ждать, нужно лететь в Лос-Анджелес и снимать там. Так и поступила — Вячеславу Всеволодовичу оставалось жить два с половиной года, и в Переделкино он больше не вернулся.
Вячеслав Всеволодович Иванов родился в семье известного советского писателя Всеволода Иванова и красавицы-актрисы Тамары Кашириной. В детстве Кома, как называли близкие Вячеслава Всеволодовича, серьезно заболел. Врачи прописали покой и свежий лесной воздух: так несколько лет маленький Кома Иванов пролежал в тени переделкинских сосен: в школу не ходил, но научился превосходно использовать по назначению огромную отцовскую библиотеку.
Дальше случилось триумфальное вхождение в мир науки: Вячеслав Всеволодович поступил на филфак МГУ, успешно изучал санскрит и стал одним из самых молодых преподавателей Университета с обширнейшей областью научных интересов: от стиховедения до антропологии.
А потом, как часто случалось в советское время с неугодными, был изгнан из Университета за поддержку Бориса Пастернака и нежелание исполнить "народную волю" — заклеймить автора "Доктора Живаго" позором.
Вячеслав Всеволодович в книге "И Бог ночует между строк" очень подробно рассказывает о своей семье, о родителях, отношениях отца со Сталиным (они были знакомы с 20-х годов и даже дружили), расхождении Всеволода Иванова с властью, писательском доме в Лаврушинском переулке, соседями Ивановых в котором были Пастернак, Леонов, Шкловский, Фадеев и другие именитые советские литераторы. Вячеслав Всеволодович вспоминает о своей дружбе с Зощенко, отношениях с Шаламовым, с Надеждой Яковлевной Мандельштам, с Капицей-старшим; литературно-научную среду, в которой он вырос и много лет вращался, и о своём опыте бесстрашного существования в наполненной страхом стране:
"Важно понять, что это было ужасное тоталитарное государство, но с какими-то очень существенными щелями. Это было слово моего друга, поэта Давида Самойлова. Он говорил, что в нашем обществе самое главное — это щели. Нужно понять, через какую щель ты все-таки можешь как-то пролезть и что-то сделать".