Книга воспоминаний Марии Ялович-Симон — история молодой еврейской девушки, которая выжила в Германии во время Второй мировой войны.
Берлин, 1941 год. Нацисты у власти. Марии Ялович, девушке из благополучной еврейской семьи, девятнадцать лет. Мария только что потеряла отца — он умер в съемной комнатушке, куда они переселились согласно новым правилам — евреям не полагалось занимать удобные квартиры. Испытав шок от смерти близкого человека и предвидя все трудности, с которыми придется столкнуться сироте, Мария Ялович принимает судьбоносное решение: не сдаваться без сопротивления. Девушка идет наперекор обстоятельствам и решает выжить в нацистской Германии любой ценой.
Безрассудство или железная сила воли? То и другое, а также благоразумие и, конечно, исключительное везение.
В своей книге воспоминаний "Нелегалка. Как молодая девушка выжила в Берлине в 1940 — 1945 гг." Мария Ялович-Симон предельно честна: она не пытается понравиться читателю, не принимает позу жертвы, не стремится вызвать к себе сочувствие. Доводилось ей и обманывать, и ненавидеть, и вступать в интимные отношения за обед и ночлег. В начале книги "Нелегалка" Ялович отмечает: попадая в ненормальную ситуацию, нельзя вести себя нормально, нужно приспосабливаться. Не сможешь приспособиться — не выживешь.
Евреям нельзя пользоваться общественным транспортом и ходить по тротуарам. Даже заглядывать в уборные для неевреев строго запрещено. Переговариваться на работе (работу, к слову, самим выбирать тоже теперь нельзя — евреи трудятся по распределению за нищенскую плату) невозможно, из дома разрешается выходить только в верхней одежде с нашивкой — звездой с буквой "J". В магазин евреи имеют право заходить исключительно в вечернее время, когда на прилавках уже почти пусто.
Детали рассказа Марии Ялович-Симон абсурдны и болезненны, но из песни слов не выкинешь. Эти детали — характерные приметы времени.
Спасаясь от депортации в концлагерь (Ялович утверждает, что догадалась: повестка о депортации — билет в один конец, хотя о массовых убийствах евреев в лагерях еще практически никто не знал), девушка переходит на нелегальное положение, подделывает документы и несколько лет живет под именем своей немецкой подруги.
На страницах "Нелегалки" оживает целая портретная галерея людей, помогавших Марии выжить. Они не праведники, не герои, каждый из них — обычный человек, со своими недостатками, со своими мотивами, не всегда достойными восхищения. Под двойным напряжением войны и игры в прятки с гестапо Ялович все же остается внимательной к деталям: быт, отношения, маленькие радости и досадные курьезы — ярко выписанная ткань повседневной жизни делает "Нелегалку" ценнейшим документом эпохи.
"Нелегалка" Марии Ялович-Симон — история простой девушки, ставшей рабой обстоятельств, но благодаря твердому решению уцелеть любой ценой не ставшей их жертвой.