Книга журналистки, писательницы и исследовательницы истории медиа Натальи Конрадовой посвящена молодой науке, которую пока еще редко можно увидеть на книжных полках. Археология медиа – научная дисциплина, зародившаяся во второй половине XX века и изучающая, как развивались медиа, что влияло на их развитие и как они могли бы развиваться. И здесь можно провести прямую параллель с антропологами, изучающими тупиковые ветви развития человека.
"Для медиаархеолога тупиковые ветви, несостоявшиеся открытия и несработавшие изобретения и есть главное археология русского интернета в истории медиа. По ним можно судить, о чем мечтали ученые, инженеры, философы и пользователи и какие альтернативы стояли перед ними".
Мы пользуемся разработками ученых, уже совершенно забыв, что стояло за этими открытиями. А стояли за ними порой совершенно невероятные истории. Кто, например, помнит, что Гульельмо Маркони, один из изобретателей радио, был одержим идеей услышать голоса умерших. При помощи своего изобретения он мечтал услышать Нагорную проповедь Иисуса Христа. Замечательный пример того, как тупиковые ветви развития мысли приводят к невероятным открытиям: Христа Маркони не услышал, зато мы теперь можем слышать друг друга. Или, например, удивительная история о том, как парапсихология помогла советским людям подключится к международным виртуальным сообществам. Вначале, разрабатывая концепцию передачи информации на расстоянии, советские ученые рассматривали в качестве основы для такой передачи вовсе не компьютерные сети, а телепатию. Передача мыслей на расстоянии от человека к человеку казалась куда более научной и достижимой, чем передача информации от компьютера к компьютеру. К изучению телепатии приступили в Институте мозга и Институте биофизики в Ленинграде, в Центре зоопсихологии Дурова в Москве и в некоторых других научных и любительских организациях.
В итоге от телепатии пришли – нет, не к интернету, а к телемосту. Он тоже казался более перспективным, чем представлявшаяся невероятной связь всех компьютеров друг с другом. Началась эта новая попытка объединить человечество всё с тех же парапсихологов, собравшихся на международном симпозиуме в Тбилиси в 1979 году. Они же стали продвигать идею телеутопии. Первый межконтинентальный телемост было решено провести между студией в Москве и городом Сан-Бернар в Калифорнии, где во время музыкального фестиваля, организованного сооснователем компании Apple Стивом Возняком, на висящем над сценой электронном экране должны были появиться представители далекой коммунистической страны. Историческую трансляцию, кстати, практически сразу обрубил промоутер группы Grateful Dead и один из организаторов фестиваля Билл Грэм, считавший, что никакой прямой трансляции не было и быть не могло, а все происходящее на экране – провокация КГБ.
Последовавшая за этим серия телемостов поразила граждан обеих стран, сделала карьеру ведущему Владимиру Познеру, но массовой не стала. Будущее было все-таки за интернетом, с появлением и развитием которого тоже связано множество невероятных историй, бережно собранных Натальей Конрадовой в книге "Археология русского интернета. Телепатия, телемосты и другие техноутопии холодной войны".