"Мобильные технологии останутся с нами— вместе со всеми чудесами, которые они нам дарят. И все же пришло время задуматься о том, насколько серьезную преграду создают они между нами и всем тем, чем мы дорожим. Только осознав это, мы начнем действовать: мы сможем изменить не только технологии, но и то, каким образом мы внедряем их в нашу жизнь".
Шерри Тёркл, профессор социальных исследований науки и технологий Массачусетского технологического института, практически всю свою жизнь изучает взаимодействие человека и современных технологий и, в особенности, то, как меняют эти технологии коммуникационные механизмы нашего общества: "Получив образование социолога, педагога и клинического психолога, я всю свою профессиональную жизнь посвятила изучению беседы. Я стала активной сторонницей беседы, поскольку мои занятия научили меня ценить работу, которую способна выполнить беседа, — от сократических диалогов в классе до непринужденной болтовни возле кулеров с водой".
Шерри Тёркл убедительно доказывает, что реальное, лицом к лицу, общение — это не только краеугольный камень развития человеческого общества, но и мощный стимул для рефлексии, беседы с самими собой, которая, в свою очередь, обеспечивает нам возможность развиваться. Но в последнее время вектор общения сместился в сторону мессенджеров и социальных сетей. Новые технологии, казалось бы, существенно расширили возможности для продуктивной коммуникации: мы можем связаться с любым человеком в любой момент, при условии, что оба будем находиться рядом со своими смартфонами или компьютерами. Но виртуальное общение, даже при помощи видеосвязи, не способно заменить реальное. Прежде всего, это сказывается на детях, сильно тормозя развитие эмпатии, в результате чего даже ученики средних классов не сопереживают окружающим, потому что не умеют считывать эмоции живых людей. Столь же сильно страдают их навыки общения, совместной игры, в конце концов, их социализация. Но и у взрослых ситуация ни чуть не лучше: желание "уткнуться в телефон" – это не просто привычка, это серьезное нарушение социального поведения, которое может привести к серьезным личностным кризисам. Живое общение оказалось вещью куда более важной, чем мы предполагали.
"Эта книга предназначена, по меньшей мере, двум группам читателей. Одной группе нужно убедительно разъяснить, что бегство от беседы свидетельствует о проблеме, а не об эволюции. И у этой проблемы есть решение: создавая пространство для беседы, мы вновь обретаем друг друга, а также самих себя. А для второй группы читателей — для тех, кто чувствует себя побежденным, кто оплакивает “неизбежное” бегство от беседы, а себя видит лишь в роли стороннего наблюдателя, — у меня припасен другой месседж: сейчас не время отступать. Те, кто понимает механизм работы диалога — вне зависимости от их возраста, — должны сделать шаг вперед и поделиться своими знаниями".
Перевод Анны Шульгат.