Первая книга Итана Поллока, профессора русской и советской истории в Брауновском университете, "Сталин и советские научные войны" рассказывала о развитии научной мысли в Советском Союзе и влияние власти на это развитие. Новая книга, "Когда б не баня, все бы мы пропали", исследует явление куда более масштабное во временном плане, явление, которое пережило и Киевское государство, и Российскую империю, и Советский союз.
Средневековые летописцы описывали баню как некий символ национального самосознания (какой бы смысл в него ни вкладывался — плохой или хороший) и как пограничное место, сталкивающее духовность и кощунство, небесные силы и земные желания.
Если присмотреться к истории русской бани, окажется, что "средневековые летописцы" в своих оценках были правы. Во-первых, баня на Руси, как и у всех северных народов, издревле считалась пространством сакральным, своеобразным окном в мир потусторонний: именно здесь проводились магические обряд и ритуалы. Во-вторых, баня – место очищения, причем не только в переносном, но и в самом что ни на есть прямом смысле. В-третьих – место, где можно предаться пагубным порокам: от неумеренного потребления спиртных напитков до всевозможных любовных утех. В-четвёртых, это важный социальный клуб, где можно просто спокойно пообщаться. В-пятых, настоящий экономический форум, где можно и заключить сделку, и отпраздновать её. В-шестых… в-седьмых… в-восьмых… У бани множество функций. А главное, и эти функции, и сама баня как специфическое заведение, и даже банные традиции в целом, постоянно менялись, отображая серьезные политические, экономические и социальные преобразования, происходившие в стране.
Было бы преувеличением утверждать, что история России — это история бани в расширенном изложении или что история бани — это история России в миниатюре. Но совершенно бесспорно, они неразрывно связаны друг с другом.
В книге десять глав, охватывающих всю историю русской бани, насколько её вообще возможно проследить в источниках. Первые две главы опираются на наиболее ранние письменные свидетельства и доходят до правления Екатерины II, то есть до конца XVIII века. Следующие три главы рассказывают, какой была баня на всем протяжении правления династии Романовых, и оканчиваются революцией семнадцатого года. Советском периоду развития бани посвящены следующие четыре главы. Ну, и одна глава отведена на период постсоветский.
В каждой главе переплетаются темы чистоты физической (и грязи), чистоты нравственной (и скверны) и общественной солидарности (и нарушения общепринятых правил). Если каждый из этих элементов с течением времени и в разных местах переживал заметные перемены, то в той или иной степени кое‑что в истории русской бани оставалось постоянным: это сильное желание использовать экстремально высокую температуру для очищения тела, видеть в мытье не просто полезную для организма процедуру, а нечто, наделенное глубоким смыслом, чтить власть традиции и вековых обычаев и мыться не в одиночестве, а компании.
С английского книгу перевела Татьяна Азаркович.