"Как и многие другие научные открытия, обнаружение скрытых от глаз карт мозга было связано со случайностью и страданием. Первые карты были найдены благодаря двум вещам — пулям и слепоте. История их пересечения показывает, что такое карта мозга и в чем ее смысл".
Так начинается книга Ребекки Шварцлоуз "Ландшафты мозга. Об удивительных искаженных картах нашего мозга и о том, как они ведут нас по жизни" (перевод с английского Татьяны Мосоловой).
Ребекка Шварцлоуз – кандидат наук, специалист в области когнитивной нейробиологии. Изучает мозг в Университете Вашингтона в Сент-Луисе. "Ландшафты мозга", ее первая книга, вышла в 2021 году и сразу же заслужила высокую оценку научного сообщества и признание читателей по всему миру.
"Шел 1904 год. Две империи — Россия и Япония — вели войну за владычество на суше и на море. С ростом числа ранений японские власти обратили внимание на одну странность: появилось удивительно большое количество частично или полностью ослепших раненых. Во многих случаях, как и следовало ожидать, слепота явилась следствием повреждения глаз . Но почти четверть случаев была связана с повреждением мозга, причем доля таких раненых была выше, чем в предыдущих войнах".
Дальше Шварцлоуз говорит о том, что этот странный факт, на самом деле, отражал изменения, произошедшие в вооружении. В этой войне русские солдаты стали использовать скорострельные винтовки Мосина, модель 91, пули которых имели значительно меньший диаметр, чем в предыдущих моделях. В связи с этим изменился и характер ранений в голову: эти пули не разбивали череп целиком, а проходили насквозь, оставляя после себя небольшие аккуратные отверстия. Как результат – гораздо большее число солдат выживало после таких ранений. При этом впоследствии они нередко сообщали об ухудшении зрения. А именно – жаловались на то, что в их поле зрения возникали слепые пятна, так называемые "скотомы". И вызываны они были не повреждениями самого глазного яблока, а ранениями в задней части головы. Поскольку подобное ухудшение зрения существенно влияло на дальнейшую трудоспособность солдат, японское правительство постановило выплачивать им повышенную пенсию. Однако для этого нужно было документально засвидетельствовать локализацию скотомы и ее размер. Именно этим и стал заниматься молодой офтальмолог Тацудзи Иноуэ, который, обследовав 29 солдат при помощи специального краниокоординометра, впервые в истории смог составить подробное описание реальной карты зрительного пространства в человеческом мозге.
"Карта — это пространственное отображение чего-либо. Следовательно, карта мозга — это пространственное отображение чего-то в мозге. У мозга есть размер и форма, задняя и передняя части, верх и низ. Поэтому достаточно легко представить себе, что в мозге есть некая пространственная структура — нечто, что занимает место на его поверхности, в пучках и складках. Но что происходит, когда мозг отображает что-то из внешнего мира — будь то след краски или звук сирены?"
Карта зрительного пространства, составленная Тацудзи Иноуэ, распадается на две части, каждая на одной стороне головы, и обе эти части расположены в самой задней части мозга, той самой, которую современные ученые называют первичной зрительной корой. При этом эта карта оказалось не единственный открытием Иноуэ: он же предположил, что таких зрительных карт в человеческом мозге, на самом деле, гораздо больше.
Согласно современному научному видению, наш мозг – это не сотни, не тысячи и даже не миллионы, а мириады карт. Это карты, которые говорят нам, как обрабатывать сенсорную информацию, как относиться к миру, как относиться к другим, как совершать самые разные повседневные действия, многие из которых мы даже не осознаем. Книга "Ландшафты мозга" представляет собой глубокое исследование этих карт, представленное в научно-популярной форме, с помощью интересных понятных примеров, научных исследований и иллюстраций.