"Как и у всякого другого племени, у ученых есть своя иерархия. Место психологов в этой иерархии — в самом низу. <…> На вечеринках, где собираются ученые, время от времени неизбежно всплывает вопрос: "А чем вы занимаетесь?" — и я склонен дважды подумать, прежде чем отвечать: "Я психолог". <…> И вот меня спрашивают: “А чем вы занимаетесь?” Кажется, это новая заведующая отделением физики. К сожалению, мой ответ “Я когнитивный нейробиолог” только отсрочивает развязку. После моих попыток объяснить, в чем, собственно, состоит моя работа, она говорит: “А, так вы психолог!” — с тем характерным выражением лица, в котором я читаю: “Нет бы вам заняться настоящей наукой!”.
Заслуженный английский нейробиолог и нейропсихолог, заслуженный профессор Центра нейродиагностики при Лондонском университетском колледже, член Лондонского королевского общества, Британской академии и Американской ассоциации содействия развитию науки Кристофер Дональд Фрит абсолютно уверен: отношение к психологии у представителей научного общества и обычных людей надо кардинально менять. Многие до сих пор считают, что современная психология вращается вокруг работ Зигмунда Фрейда. Сам Фрит утверждает, что "Фрейд был выдумщиком" и, может быть, "и оказал большое влияние на литературную критику, но он не был настоящим ученым. Он не интересовался фактами". Современная психология опирается на научные методы и открытия, сделанные другими научными дисциплинами: например, на теорию вероятностей или условные рефлексы.
"При этом, разумеется, нам помогает специальное оборудование, предназначенное для того, чтобы проводить тонкие измерения, работая с очень редкими элементами, такими как радий, очень мелкими объектами, такими как нуклеотиды в молекуле ДНК, или очень быстрыми процессами, такими как распространение света. Но все это специальное оборудование, подобно увеличительным стеклам, лишь искусственно усиливает возможности наших органов чувств. Оно помогает нам видеть то, что действительно существует. Ни одно подобное устройство не позволит нам увидеть то, что происходит во внутреннем мире другого человека. Объектов внутреннего мира в действительности не существует".
Во многом именно тому, как современные психологи учатся изучать то, чего нельзя увидеть, и посвящена эта книга (сам Фрит одним из первых стал использовать сканирование мозга для изучения психических процессов и добился весьма интересных результатов). Одной из особенно интересных тем книги является рассказ о том, как наш мозг нас обманывает. А обманывает он нас огромным количеством способов. Например, он далеко не всегда докладывает нам обо всем, что видит и что делает. Скажем, о том, как помогает держать равновесие или дает сигнал нашим глазам моргнуть. Еще интереснее ведет себя наш мозг в случаях с суевериям, убеждая нас в том, что сдать экзамен нам поможет какое-либо определенное действие, не имеющее никакого отношения к процессу обучения. А подчас мозг и вовсе дает нам искаженную информацию о мире вокруг нас. И это может привести к очень серьезным последствиям.
"В этой книге я собираюсь показать, что никакой разницы между внутренним миром человека и материальным миром на самом деле нет. Разница между ними — иллюзия, создаваемая нашим мозгом. Всё, что мы знаем, как о материальном мире, так и о внутреннем мире других людей, мы знаем благодаря мозгу. Но связь нашего мозга с материальным миром физических тел так же опосредована, как и его связь с нематериальным миром идей. Скрывая от нас все бессознательные заключения, к которым он приходит, наш мозг создает у нас иллюзию непосредственного контакта с материальным миром. В то же самое время он создает у нас иллюзию, что наш внутренний мир обособлен и принадлежит только нам. Эти две иллюзии дают нам ощущение, что в мире, в котором мы живем, мы действуем как независимые деятели. Вместе с тем мы можем делиться опытом восприятия окружающего мира с другими людьми. За многие тысячелетия эта способность делиться опытом создала человеческую культуру, которая, в свою очередь, может влиять на работу нашего мозга. Преодолев эти иллюзии, создаваемые мозгом, мы можем заложить основание науки, которая объяснит нам, как мозг формирует наше сознание".
Перевод с английского Петра Петрова.