"Если все будет хорошо, история человечества только начинается. Человечеству примерно двести тысяч лет. Но Земля будет пригодна для жизни еще сотни миллионов лет — этого достаточно, чтобы появились миллионы будущих поколений; достаточно, чтобы навсегда положить конец болезням, бедности и несправедливости; достаточно, чтобы достичь высот, которые сегодня невозможно даже вообразить. Если мы найдем способ продвинуться дальше в космос, у нас, возможно, появится еще больше времени: триллионы лет на исследование миллиардов миров. Такая продолжительность жизни говорит о том, что сегодня человечество пребывает в раннем младенчестве".
Именно этими словами австралийский философ Тоби Орд начинает свою книгу "На краю пропасти. Экзистенциальный риск и будущее человечества" (перевод с английского Евгении Фоменко).
Тоби Орд – старший научный сотрудник философского факультета Оксфордского университета. Сфера его академических интересов – анализ комплексных вопросов, стоящих перед человечеством, в том числе – экзистенциальных рисков. До начала работы в Оксфорде Тоби Орд был советником Всемирной организации здравоохранения, Всемирного банка, Всемирного экономического форума, Национального совета по разведке США и премьер-министра Великобритании. В 2009 году Орд основал при Оксфордском университете благотворительную организацию Giving What We Can, члены которой регулярно отдают 10% своего дохода на сокращение мировой бедности. Первая книга Орда "На краю пропасти. Экзистенциальный риск и будущее человечества" вышла в 2020 году.
"Экзистенциальная катастрофа — это разрушение долгосрочного потенциала человечества.
Экзистенциальный риск — это риск, грозящий уничтожением долгосрочного потенциала человечества".
В своей книге Тоби Орд обращает внимание читателей на риски катастрофических событий, которые могут уничтожить весь или почти весь потенциал человечества. Таких событий много, включая всем известные голливудские сценарии, которые первыми приходят на ум большинству людей: астероиды, супервулканы, пандемии (природные и созданные человеком), климатические катастрофы и восстание искусственного интеллекта. Но этими сценариями Орд, конечно же, не ограничивается, предлагая своему читателю множество удивительных и – часто – тревожных фактов. Как, например, тот, что бюджет организации, ответственной за контроль за соблюдением Конвенции о биологическом оружии (а экзистенциальные риски биологического оружия, по подсчетам Орда, превышают суммарные риски ядерной войны, глобального потепления, астероидов, супервулканов и естественных пандемий) – меньше, чем у среднестатистического ресторана McDonald's, а работают в ней всего четыре человека. Но это – далеко не единственная проблема:
"Во-вторых, в отличие от других договоров о контроле над вооружениями (такими как соглашения о ядерном и химическом оружии), КБО не предусматривает никаких методов проверки того, как исполняются ее положения. Масштабная советская программа по разработке биологического оружия, в рамках которой происходили смертоносные утечки вирусов сибирской язвы и оспы, продолжалась почти двадцать лет после того, как СССР подписал КБО, а это доказывает, что конвенция не положила конец исследованиям биологического оружия. И нарушителем был не только СССР. По завершении эпохи апартеида ЮАР призналась в разработке биологического оружия в нарушение условий КБО".
Книга делится на три части. В первой Орд вводит понятие экзистенциальных рисков – в настоящем, прошлом и будущем, во второй рассматривает природные, антропогенные и будущие риски, а в третьей – рассуждает о потенциале человечества и о способах, которыми оно может себя защитить от перечисленных им ранее экзистенциальных рисков. Книга также снабжена обширным приложением и примечаниями.
"Как ни печально, большинству экзистенциальных рисков, которые мы рассмотрели, уделяется гораздо меньше внимания, чем они заслуживают. Хотя ситуация меняется, скорее всего, пройдет не один десяток лет, прежде чем на борьбу с серьезными рисками будут выделены достаточные ресурсы. Тем из нас, кто хочет сберечь наше будущее, необходимо расставлять приоритеты, то есть определить, на что именно направлять свои ограниченные силы и ресурсы".