"Адольф Гитлер, по чьему приказу были убиты около восьми миллионов человек и на чьей совести лежит смерть еще многих миллионов, был, по словам его секретарши Траудль Юнге, приятным и дружелюбным человеком с мягким характером. Гитлер не выносил жестокого обращения с животными: он был вегетарианцем, обожал свою собаку Блонди и был безутешен, когда она умерла".
"Парадокс добродетели. Странная история взаимоотношений нравственности и насилия в эволюции человека" – новая книга британского приматолога и антрополога Ричарда Рэнгема, специалиста в области эволюции приматов, профессора Гарвардского университета, автора десятка трудов об эволюции. "Парадокс добродетели" посвящен феноменальной загадке человеческой природы. С одной стороны, мы являемся одним из самых социально активных и склонных к сотрудничеству видов на планете, уступая лишь некоторым насекомым в нашей способности терпеть присутствие друг друга и работать вместе, чтобы добиться поистине удивительных результатов. Однако, с другой стороны, как по отдельности, так и все вместе мы оказываемся способны на поражающую воображение жестокость и наносим вред не только друг другу, но и всей планете.
"Существует два классических объяснения этого парадоксального сочетания самоотверженности и эгоизма. Оба объяснения исходят из того, что наше социальное поведение в основном определяется биологией. Оба также сходятся в том, что только одна из этих двух ключевых тенденций появилась в результате генетической эволюции. Отличаются же они тем, какую именно сторону нашей личности считают фундаментальной: добродушие или агрессивность".
Чтобы разобраться в этом вопросе, Рэнгем углубляется в сравнительную психологию и в наше знание о ранних гоминидах и неандертальцах. В ходе своих изысканий Рэнгем внимательно рассматривает все возможные точки зрения, теории и гипотезы, подробно исследуя аргументы и анализируя доказательства. Особое внимание автор уделяет влиянию человеческой морали, политики, межличностного насилия и сексизма на эволюционное развитие нашего вида и становления человеческой цивилизации.
"Я считаю, что из бесконечных споров о фундаментальных основах человеческой природы есть выход. Вместо того чтобы пытаться доказать неправоту одной из сторон, нам нужно спросить себя, имеет ли вообще смысл спорить. Ответ подсказывают маленькие дети: и последователи Руссо, и последователи Гоббса в известной мере правы. В нас есть и природная доброта в понимании Руссо, и природная эгоистичность в понимании Гоббса. В каждом человеке заложено и добро, и зло. Эти противоречивые стороны нашей личности определяются биологией и модифицируются обществом. Добродетель может быть приумножена или подавлена, точно так же как эгоистичность может быть усилена или ослаблена".
Что же это такое – парадокс добродетели, и в чем он заключается? Согласно Рэнгему, человек по своей природе – химера, существо с телом козы и головой льва. Так и в отношении добродетели и агрессии человек есть одновременно и коза, и лев, что, по сути дела, разрешает противостояние руссоистов и гоббсовцев, но при этом поднимает целый ряд сложных морально-этических и философских вопросов, которые Рэнгем подробно описывает в своей книге.