Человеческий разум – один из самых сложных и совершенных инструментов, которыми наградила нас эволюция. Именно благодаря ему мы изобрели средства, которые позволяют нам побеждать в битве с куда более сильными животными, обгонять куда более быстрых, выслеживать куда более осторожных. Лишенные мощных когтей, мы научились убивать на расстоянии, лишенные жабр – опустились на дно океана, лишенные крыльев – вышли в открытый космос. Так, благодаря разуму, мы стали главными живыми существами на планете. Однако наш мозг хранит в себе множество секретов: почему, например, именно у нас возник и развился столь совершенный и изощренный разум? Почему ничем подобным не обладает больше ни одно живое существо? Из-за чего наш мозг рос и почему техническое и культурное развитие началось после того, как он перестал расти? Если согласиться с тем, что свой идеальный мозг мы получили в ходе эволюции как результат постоянной борьбы за выживание, то как объяснить столь странные и явно не нужные для выживания особенности нашего разума, как юмор, образное мышление, тяга к созданию произведений искусства? "Если музыка никак не помогает выживать, то откуда она взялась и почему так сильно на нас действует?" Даже наш язык куда более сложен и разнообразен, чем это необходимо для решения первостепенных и насущных задач.
Американский эволюционный психолог, доктор философии в области когнитивной психологии Джеффри Миллер уверен, что, кроме естественного отбора, хорошо изученного учеными, ничуть не меньшую, а подчас и куда более существенную роль в формировании нашего разума, а вместе с ним и всей нашей цивилизации оказал половой отбор. Так, наш разум оказывается чем-то подобным роскошному павлиньему хвосту, который весьма неудобен в быту и мешает скрываться от хищников, зато идеально подходит для привлечения внимания самки. В конце концов, утверждает Миллер, не так уж важно, какая из особей сильнее, быстрее или агрессивнее других: все эти качества будут утрачены, если эта особь не сможет передать свои гены потомству. А значит, ей придется бороться не только за выживание, но и освоить сложную, постоянно меняющуюся и зависящую от огромного количества нюансов технику флирта. Подтверждения своей теории Миллер находит в совершенно неожиданных точках земного шара и сферах жизни. Так, наблюдая за поведением птиц под названием "аравийские болтуны", сопоставляя охоту и спорт и анализируя концепцию выбора равновесия из теории игр, он использует весь этот накопленный материал, ни много ни мало, для объяснения всего многообразия функций нашего языка и даже особенностей нашей морали. А вот увлеченность Homo sapiens искусством Джеффри Миллер объясняет на примере самцов шалашников, птиц, обитающих в Австралии и Новой Гвинее. Это – "одно из немногих животных, тратящих время и энергию на эстетические демонстрации вне собственного тела".
Чтобы привлечь самку, каждый из как минимум 18 видов шалашников строит хижинку для спаривания в своем особенном стиле. Эти строения, создаваемые исключительно в период ухаживаний, достигают невиданных размеров и украшаются с невероятной фантазией. Вот что пишет о них Миллер:
— "Обитающие в северной Австралии золотые шалашники воздвигают крытые беседки высотой около 2,7 м, хотя длина их собственного тела — всего 20 см".
— "Большинство видов шалашников украшает свои гнезда мхами, папоротниками, орхидеями, раковинами улиток, ягодами и кусочками коры. Летая по округе, они собирают самые яркие природные объекты, приносят их к шалашу и бережно группируют по цвету. Когда орхидеи и ягоды теряют окраску, птицы заменяют их на свежие. Часто шалашники пробуют украсть декорации — особенно синие перья — из чужих шалашей и даже разрушить сами постройки конкурентов".
— "Внутреннюю часть постройки они окрашивают, срыгивая полупереваренные плоды синеватого цвета. Иногда они даже размазывают цветную кашицу пучком листьев или кусочком коры, зажатыми в клюве. Рисование шалашников — один из редких примеров использования птицами орудий в естественной среде. Судя по всему, многие поколения самок отдавали предпочтение лучшим живописцам среди самцов".