Социальные взаимодействия – одна из основ нашего ежедневного существования. Благодаря общению мы решаем важные вопросы, достигаем успеха в делах, налаживаем отношения с родными и возлюбленными, в конце концов, просто поднимаем настроение. Или, напротив, портим его себе. Дэниел Гоулман утверждает, что социальные коммуникации – куда более важная тема, и для её изучения не достаточно просто психологии или социологии: основы нашего общения стоит искать в нейробиологии. Иными словами, наша тяга к общению обусловлена самой нашей природой, устройством мозга. За изучение этого вопроса отвечает молодая и амбициозная социальная нейронаука, которая буквально еженедельно совершает фантастические открытия, в корне меняющие наше представление об устройстве человеческого социума, в целом, и каждого отдельного человека, в частности
"Нейронаука установила, что само устройство нашего мозга делает нас коммуникабельными; стоит нам оказаться поблизости от другого человека, как наш мозг ощущает непреодолимую тягу “подключиться” к его мозгу. Это нейронное подключение заставляет нас воздействовать на мозг — и тем самым на весь организм — всех, с кем мы общаемся, а они, в свою очередь, воздействуют на нас".
Общение с другими людьми, особенно с теми, с которыми мы взаимодействуем регулярно (например, с членами нашей семьи), меняет нас в ту или в иную сторону, создавая внутри нас (и внутри них) уникальные нейронные схемы и заставляя мозг работать в определенном регистре: "Иными словами, тот, кто проводит с нами день за днем, регулярно делая нам больно, раздражая нас или, наоборот, даря эмоциональное тепло, за несколько лет способен перекроить наш мозг". И это – совершенно невероятное открытие. То, что длительное общение с веселыми или, напротив, грустными людьми оказывает на нас психологическое влияние, было известно давно. Но теперь стало понятно, что это оказывает влияние еще и чисто физиологическое, физически перестраивает наш мозг. И "если гармоничные отношения благоприятно сказываются на здоровье, то токсичные медленно отравляют".
"Таким образом, отношения с людьми в удивительной мере формируют не только наш личностный опыт, но и нашу биологию, то есть физиологию нашего организма. При взаимодействии нашего мозга с мозгом близкого человека мы меняемся. Насколько эти изменения будут благоприятны, может зависеть от того, смеемся ли мы над одними и теми же шутками, а насколько глубоки — от того, какие гены активируются (или не активируются) в Т-клетках, этих пехотинцах иммунной системы, призванных отражать атаки бактерий и вирусов".
А это, в свою очередь, означает, что, разобравшись в механизмах социального взаимодействия и научившись ими пользоваться, можно достичь невероятных результатов. Не только научиться добиваться своего в споре, улаживать конфликты и "убалтывать" собеседника, но и побеждать болезни и даже бороться со старением.
"И действительно, одно знаменательное исследование американцев с благоприятным протеканием старения показало, что чем больше эмоциональной поддержки они ощущали, тем меньше производили кортизола и других индикаторов биологического стресса". А, как известно: "Нагрузка нескончаемого стресса, похоже, ложится и на саму ДНК, что ускоряет старение клеток и добавляет - лишние года к биологическому возрасту".
Так что социальный интеллект еще и позволяет отодвинуть старость. Надо только знать, как им пользоваться и каковы его механизмы. Именно этому и учит книга Гоулмана.