09 апреля 2019

Популярная психология: "Садовник и плотник" Элисон Гопник

Не строгать, а выращивать


Книга, рассказывающая о совершенно новом взгляде на воспитание детей и задачу родителей.

Родители – это своего рода плотники, в задачу которых входит "выстругать" из ребенка идеального взрослого, вложить в него все необходимые знания и обучить всем необходимым навыкам, которые помогут ему добиться успеха, занять почетное место в социуме и стать уважаемым членом общества.

Как часто мы слышали такое мнение? Элисон Гопник, американский специалист в области психологии развития, профессор психологии Калифорнийского университета, уверена, что такой подход в корне не верен и не способствует получению желаемых результатов. Современный родитель – не плотник, а, скорее, садовник, который создает идеальные условия и позволяет ребенку расти самостоятельно. Конечно, взрослые должны следить за этим ростом и корректировать его, но при этом не мешать своему чаду быть именно таким, какой он есть. Не делать из ребенка тот тип личности, который, как нам кажется, идеально подходит для его дальнейшей жизни, а позволить этой личности зародиться самостоятельно и сформироваться без нашего прямого вмешательства.

Наше восприятие обучения и взросления вообще очень часто находится во власти древних штампов и давно отживших своё гипотез. Так, например, мы уверены, что для того, чтобы добиться лучшего результата, надо сфокусировать наше внимание на одном конкретном предмете нашей работы. Именно так нас учили в школе: чтобы решить задачу, надо, не отвлекаясь, сконцентрироваться на ее решении. И это, без всякого сомнения, имеет смысл. Но это отнюдь не значит, что такой подход является единственным и по умолчанию необходимым для любого вида обучения. Так, например, в гватемальских деревнях взрослые поощряют детей делить внимание между разными процессами или объектами: если ребенок играет только с одной игрушкой, мать обязательно вложит ему в руки вторую. С одной стороны, это развивает в детях комбинаторику и многозадачность, а с другой – подталкивает их самим выбирать, что в данный момент им более интересно, учит использовать в окружающем мире все, что может оказаться информативным или полезным.

Как сделать так, чтобы воспитание ребенка не превратилось в утомительную, изматывающую работу и приносило не только чувство выполненного долга, но и радость? Как передать детям традиции нашей культуры, при этом не навязывая их и давая новому поколению шанс двигаться дальше, вырабатывая свои совершенно новые ценности и двигая вперед всю цивилизацию? Каковы границы детской личности и есть ли вообще эти границы? Что нужно делать, чтобы не совершить ошибок, которые потом будет очень трудно, если вообще возможно, исправить? Что делать, если эти ошибки уже совершены?

Книга Элисон Гопник "Садовник и плотник". Что новая наука воспитания говорит нам об отношениях родителей и детей", опираясь на новейшие исследования и уникальные примеры из самых разных точек мира, не только отвечает на все эти вопросы, но и полностью меняет представление о роли родителей в деле воспитания детей.

Перевод Веры Полищук.