"Кто здесь власть? Граждане, государство и борьба за Россию" (перевод Евгении Фоменко) — это глобальное и всестороннее исследование феномена двадцатилетней политической гегемонии Владимира Путина и взаимоотношений российского народа с российской властью.
"В этой книге мы рассказываем, как неприметный полковник КГБ занял исключительную позицию в политике страны. Путин не просто президент — он стержень нации и синоним самого Российского государства".
Политолог, социолог, директор Института России при Лондонском королевском колледже Сэм Грин и профессор политических наук в Университете Северной Каролины, директор Центра славянских, евразийских и восточно-европейских исследований Грэм Робертсон провели масштабное исследование и проделали поистине титаническую работу, чтобы ответить на один из самых главных вопросов современно России – "Почему Путин"? Именно так, не "Кто такой Путин?" не "Кто, если не Путин?" и не "Когда же не Путин?" (хотя и на эти вопросы исследователи пытаются найти ответ), но прежде всего, "Почему именно Путин?" Чем таким обладает этот человек, что на протяжении вот уже нескольких десятилетий в ежеминутно меняющемся мире он остается воплощением пресловутой "стабильности"? Уходят и приходят политики, сменяются кабинеты, рушатся режимы – но он остается. Исследуя этот вопрос, Грин и Грэм приходят к невероятному выводу:
"Нужно думать не о путинской России, а о российском Путине. Мы должны понять, что Путин не стоит над своей страной, а воплощает в себе эту страну, ее политику, общество и историю. Вместо того чтобы смотреть на самого Путина, нам нужно думать о России и ее гражданах, пытаясь не только ответить на вопрос о том, когда правитель наконец ослабит свою хватку, но и выяснить, когда и как народ ослабит свою".
Таким образом, авторы фактически подводят читателей к идее о том, что, ответив на вопрос "Почему именно Путин?", мы сможем разгадать тайные, а порой и не очень тайные чаяния большинства граждан России. При этом образ реального политика, совершающего вполне реальные поступки и делающего вполне конкретные заявления, часто заменяется в народном сознании фигурой мифологизированной – "Путиным из телевизора". Насколько сильно различаются эти образы? Действительно ли тотальная пропаганда вместе с беззастенчивым запугиванием являются главными рычагами Кремля? Почему ситуация в России стала именно такой и что нужно, чтобы она кардинально изменилась? Как Путин "прошел путь от лидера, избранного олигархами для защиты своих интересов, до “отца народа” – президента, который перестал быть обычным политиком и превратился в национального лидера, практически невосприимчивого к повседневным проблемам, ложащимся на плечи нижестоящих людей". Грэм Робертсон и Сэм Грин ищут ответ на эти вопросы в исторических архивах и свежих новостных выпусках, аналитических сводках и публичных заявлениях, социологических исследованиях и финансовых схемах. Но наиболее ярко эти вопросы проявляют себя в многочисленных интервью, которые авторы книги брали у самых разных людей: тех, кто поддерживает Путина, и тех, кто выступает против него, тех, кто размышляет о будущем России, и тех, кто пытается жить настоящим днем, тех, кто прячется, и тех, кто говорит. И именно из этих разговоров с простыми людьми и складывается понимание того, что же такое современная Россия.
"Мы рассказываем не о путинской России, политику которой можно понять, лишь проанализировав действия ее, казалось бы, вечного лидера. Мы рассказываем о том, как народ и политика взаимодействуют друг с другом, создавая и поддерживая систему, выстроенную вокруг одной весьма популярной, но весьма неоднозначной личности, которая агрессивно насаждает консервативную авторитарную политику дома и подчеркивает роль России в международных делах. Две стороны — режим и народ — взаимодействуют друг с другом, и именно это взаимодействие должно быть в поле зрения любого, кто пытается понять, куда движется Россия".