Взгляд на современное (и не очень) общество и предположение, что нас ждет в недалеком будущем. В издательстве Corpus вышла книга "Разломанное время. Культура и общество в двадцатом веке" одного из самых известных историков XX века, убежденного марксиста, прекрасного лектора и писателя Эрика Хобсбаума.
Эрик Хобсбаум родился в еврейской семье в Александрии, учился в Вене, Берлине, эмигрировал в Британию, где, собственно, тоже учился — но уже не в гимназии, а в Кембридже. В юные годы увлекся марксизмом, что неудивительно для молодого еврея, жившего в Германии в начале 30-х годов прошлого века: все хорошо, что не фашизм. Но Хобсбаум увлечение свое пронес через всю жизнь, продолжая верить в "социализм с человеческим лицом" и в те времена, когда веру утратило даже население Советского Союза. Более того, написал не одну книгу, в которой рассматривал марксизм как основу для своих экономических, общественных и культурных исследований. Именно Хобсбаум увлекательно и полно рассказал миру о "долгом XIX веке" (действительно, долгом — позапрошлое столетие Хобсбаум исследовал на страницах трех томов) и "коротком ХХ-м". В студенчестве работал кинооператором, путешествовал по Средиземноморью и Латинской Америке (на основе этих путешествий написал книгу-исследование про рабочий класс), любил джаз, уважал Маркса, верил в Горбачева, не покинул коммунистическую партию даже после "Пражской весны". Словом, был интеллектуалом с обширными интересами. А посему, читать его крайне любопытно.
Книга "Разломанное время. Культура и общество в двадцатом веке", по собственному признанию Эрика Хобсбаума, "о том, что случилось с искусством и культурой буржуазного общества после того, как с уходом поколения 1914 года само это общество навсегда перестало существовать". И главное, что надо помнить, открывая книгу, — это сугубо индивидуальный взгляд знаменитого историка и экономиста.
Только представьте: образованный еврей-марксист, живущий в Великобритании, увлекательно и иронично рассказывает вам, например, о том, какие сферы искусства перекочуют в ХХI век, а какие, возможно, будут утрачены. Сможем ли мы сохранить бумажную книгу? (Ответ: в отличие от Владимира Сорокина, Хобсбаум уверен, что сможем). Классическая музыка будет востребована? (Да, но все меньше и меньше). Расскажите про архитектуру и живопись (И это сделает автор в полном объеме). А скульптура? (Вымрет).
В книге "Разломанное время. Культура и общество в двадцатом веке" Эрик Хобсбаум запечатлел лавину изменений в культурной сфере, растолковывая, что нам несет этот смешанный поток звуков, визуальных образов и слов, откуда он взялся, и можно ли от него укрыться. И куда он нас вынесет в конце концов.
Находитесь в поиске историко-экономических исследований, но таких, чтобы утром сел, открыл книгу, а уже вечер — перед вами то, что нужно.