06 августа 2019

Русская проза: "Нормальная история" Владимира Сорокина

Новая книга Владимира Сорокина "Нормальная история" – сборник его статей и эссе, написанных и выходивших в 2010-х годах. Невероятно точный, оригинальный, яркий и достоверный срез времени, которое буквально только что было настоящим, а теперь постепенно становится прошлым.



В отличие от большинства романов Сорокина его эссе не шокируют неподготовленного читателя, а потому можно смело рекомендовать эту книгу всем, кто любит умную злободневную прозу с изрядной долей юмора. Ну и, конечно, не стоит забывать, что Сорокин – один из лучших, если не лучший стилист, в современной русскоязычной литературе.

Статьи и эссе этого сборника – меткие зарисовки, размышления на самые разные темы: литературные, социологические, политические, архитектурные… грустные и веселые, трогательные и саркастичные. Но самое удивительное в этих небольших текстах – их послевкусие. Дочитав до конца любую из главок, хочется не броситься немедленно читать следующую, а, отложив книгу, посмаковать прочитанное, подумать, составить свое мнение, согласиться или не согласиться с автором, пробежать глазами еще раз и только после этого переходить к следующей.

Отправной точкой этих статей может быть абсолютно любое происшествие, любая новость. При этом совершенно непонятно, в какую сторону увлечет автора, а за ним и читателя, нить размышлений. Так, известие о китайском мальчике из провинции Сычуань, который уже пять лет пьет бензин, чтобы разбудить в себе робота-трансформера, служит толчком к воспоминаниям о советском детстве автора, где роботы играли одну из важнейших ролей и олицетворяли скорое светлое будущее, затем в текст вплетается анализ современных роботов, которые так непохожи на тех, советских, из фильмов "Вратарь" и "Планета бурь", научно-фантастических романов и журналов. И непохожи, прежде всего, из-за нежелания всего человечества, возможно, подспудное и бессознательное, делать роботов антропоморфными, "себе подобными". Затем анализируется кукольный театр и фильм Спилберга "Искусственный разум", всплывают корифеи электронной музыки Kraftwerk, в короткой зарисовке об общении человека и робота возникает творчество группы "Вежливый отказ". А заканчивается все совершенно неожиданной, но невероятно подходящей цитата из Гумилева. Все эти истории, отсылки и обрывки воспоминаний Сорокин необычайно ловко переплетает в лаконичный, увлекательный, обладающий почти безупречной архитектурой текст.

О чем бы ни писал Владимир Сорокин – читается на одном дыхании, будь то рассказ о путешествии в Норвегию и посещении музея Эдварда Мунка или размышления о том, как пили и пьют российские литераторы, или поиски классического русского блюда, или исследование об употреблении воды современным человеком, или гротескный фантастический рассказ о посещении иностранцем России будущего.  Описать явление в нескольких невероятно точных и хлестких предложениях, а то и словах, – в этом Сорокину по-прежнему нет равных.