В издательстве Corpus вышла книга Бена Макинтайра "Агент Соня. Любовница, мать, шпионка, боец". Мы решили рассказать подробнее об этой книге, а заодно вспомнить другие интересные истории о женщинах-шпионах.
Рут Вернер, она же Урсула Кучинская, Урсула Гамбургер, Урсула Бертон или просто — агент Соня — родилась в еврейской семье в Берлине, вступила в коммунистическую партию, прошла курс разведподготовки в Москве, стала полковником РККА, осуществляла шпионскую деятельность в Китае, Польше, Швейцарии и Британии, не провалила ни одной операции, была любовницей Рихарда Зорге и сотрудничала с Агнес Смедли, меняла мужей, рожала детей и до самой своей смерти в 2000 году не изменила своим идеалам. Но самое главное — "в течение многих лет Урсула руководила агентурой, состоявшей из шпионов-коммунистов, внедренных в сердце британской атомной программы, и передавала в Москву информацию, которая позволит в результате советским ученым создать собственное ядерное оружие".
Британский историк, писатель, колумнист и внешний редактор газеты "Таймс" Бен Макинтайр написал биографию, которая ничуть не уступает самым увлекательным шпионским романам. В этой удивительной истории нашлось место и смертельной опасности, и большой политике, и сложным психологическим играм, и ярким романтическим линиям, и юмору.
"Футу дали новый псевдоним — Александр Александрович Дымов — и разрешили выходить в город на прогулки, но только в сопровождении Ивана. Во время одной из таких экскурсий их остановил милиционер и попросил предъявить документы. Иван сообщил ему, чтобы он связался со своим начальником. Через несколько минут появился сотрудник КГБ в полтора метра ростом, с ярким фингалом под глазом и поднял крик. Полякова просила Фута не отвечать ни на чьи вопросы, поэтому, когда коротышка злобно потребовал от англичанина представиться, тот, взглянув сверху вниз на крикливого чинушу, медленно и предельно четко произнес: "Fuck off". Коротышка из КГБ накорябал что-то в своем блокноте. Чтобы устранить непредвиденное затруднение, хватило одного телефонного звонка, после чего Фут с конвоиром вернулись в квартиру; однако этот инцидент стал причиной неустранимого недоразумения: стоило Футу выйти на прогулку, как милиционеры сердечно приветствовали его, обращаясь к нему "товарищ Факов".
Но не только советские шпионки добивались выдающихся результатов. С другой стороны фронта холодной войны тоже могли похвастаться большими успехами. Мемуары Марты Петерсон "Вдова-шпионка. Как работа в ЦРУ привела меня из джунглей Лаоса в московскую тюрьму" — это история о том, как юная Марта променяла теплые пляжи Майами на холодную, далекую и пугающую Москву, в которую она прилетела в 1972 году, чтобы отомстить за смерть своего мужа, убитого в том же году коммунистами в Лаосе. Петерсон станет первой женщиной-агентом ЦРУ в столице СССР и будет вплотную работать с легендарным агентом Тригоном, Александром Огородником, чья судьба легла в основу романа Юлиана Семёнова "ТАСС уполномочен заявить …".
"Так как я была одной из первых отправленных в Москву женщин, прошедших полную оперативную подготовку, московское отделение хотело выяснить, видит ли КГБ во мне угрозу. Даже если бы сотрудники КГБ установили, что я работаю в ЦРУ, вполне вероятно, они не поверили бы, что ЦРУ активно задействует женщин в уличных операциях, потому что в КГБ такой практики не было. Скорее всего, в КГБ меня считали рядовой сотрудницей офиса или секретарем. Наивность КГБ в отношении женщин позволила мне работать свободно, оставаясь нераскрытой".
Совсем с другой стороны рассматривает тему шпионок Андраш Форгач в своей книге "Незакрытых дел — нет". В семидесятые годы дом Форгачей был одним из культурных центров Будапешта. Здесь сложилась почти диссидентская обстановка: мнения его обитателей о политике, идеологии, культуре часто шли в разрез с основной линией партии Венгерской Народной Республики. Жужа Форгач, младшая сестра Андраша — звезда андеграундного театра, старший брат Петер — знаменитый авангардный художник и кинорежиссер. Центром дома была их мать Брурия. В 2014 году Андраш в рассекреченных архивах спецслужб Андраш увидел документы, подтверждающие что Брурия была "госпожой Папаи", агентом отдела III/III Министерства внутренних дел, местного аналога КГБ. Изучая один за другим эти документы, Андраш Форгач пытается понять, что побудило его мать стать агентом разведки и шпионить в том числе за собственными детьми.
"ИТОГОВЫЙ РАПОРТ
Будапешт, 1 ноября 1982 г.
Тайный сотрудник под кодовым именем "г-жа ПАПАИ" была завербована сотрудниками бывшего отделения III/I-4 в 1975 г. Фактически это "наследство", доставшееся ей от мужа, который был связан со службой с пятидесятых годов, но в настоящий момент пребывает в тяжелом депрессивном расстройстве и непригоден к исполнению своих задач. "Г-жу ПАПАИ" завербовали на основании принципиальности и патриотизма, она стоит на твердой политической основе, являясь убежденным сторонником нашего общественного порядка".
Статья опубликована в блоге интернет-магазина "Лабиринт"