"Разумеется, такое отсутствие дочерней преданности внушило Миносу справедливое отвращение, и, едва царство пало под ударами его окровавленного топора, отец мой привязал безумно влюбленную девушку к кораблю и благочестиво поволок в водяную могилу, а она громко кричала, оплакивая свою нежную веру в любовь. Она предала и своего отца, и царство, говорил он мне, еще сияя и упиваясь победой, когда вернулся из поверженных Афин. А зачем, скажите на милость, моему отцу Миносу, царю Крита, вероломная дочь?"
Так заканчивается пролог к "Ариадне", дебютному роману современной английской писательницы Дженнифер Сэйнт, вышедшему в 2021 году. Эти слова принадлежат самой Ариадне, дочери критского царя Миноса, известной тем, что именно она помогла прославленному герою Тесею победить Минотавра и выйти живым из знаменитого Кносского лабиринта, построенного самим Дедалом. Фактически, это все, что мы знаем о критской царевне, по крайней мере, о дальнейшей ее судьбе мифы рассказывают разное, а некоторые и вовсе – умалчивают.
В романе Дженнифер Сэйнт Ариадна – не просто центральный персонаж, но и главный рассказчик, глазами которого мы видим все, что случилось на Крите и затем – на Накосе. Ее повествование лишь изредка прерывается главами, в которых право слова переходит к ее младшей сестре Федре, которой, как мы знаем из тех же мифов, уготована довольно печальная судьба: по легенде, она воспылала порочной страстью к своему пасынку Ипполиту и, не выдержав позорного отказа, наложила на себя руки.
Таким образом, историю, берущую начало в Кносском дворце, рассказывают две женщины, и Дженнифер Сейнт удается показать, вплетая в канву романа и другие не менее известные мифологические сюжеты, что, по большей части, в мире древнегреческой мифологии (и, как мы понимаем, не только в нем) женщинам была уготовлена судьба жестокая и трагическая. Ведь именно им чаще всего приходилось расплачиваться как за произвол богов, так и за прегрешения своих мужчин. Взять хотя бы мать Ариадны и Федры Пасифаю – Посейдон, разгневанный предательством Миноса, наслал на нее унизительную страсть к быку, плодом которой и стал Минотавр – чудовище, внушавшее ужас далеко за пределами Кносского дворца.
И когда на остров в составе четырнадцати юношей и девушек, присланных на Крит в жертву чудовищу, оказывается прославленный афинский царевич Тесей, Ариадна, конечно же, влюбляется без памяти и делает все, чтобы помочь ему – понимая при этом, что тем самым предает и своего отца, и своего чудовищного брата, и свою родину. И совершенно не представляет, чем это для нее обернется. А судьба, как мы вскоре узнаем, ей уготована отнюдь не простая. Афинский царевич Тесей окажется совсем не тем, кем кажется на первый взгляд. И на этом испытания Ариадны не закончатся. Впрочем, с самого детства в тихой и робкой критской царевне растет уверенность – так просто ее не сломить.
"Стану Медузой, если уж до этого дойдет,— так я решила. Если однажды боги доберутся до меня и заставят отвечать за чужие проступки, если накажут за содеянное мужчиной, я не спрячусь внутри себя, как Пасифая. А надену корону из змей, и пусть от меня прячутся".