"Годами мы с женой спорим об одном и том же — о настоящем и о будущем: я постоянно, "как одержимый", утверждает она, думаю о будущем. Она же постоянно, более того, как одержимая, думает о настоящем. Мы обнаружили, что во всем, даже в том, купить белый хлеб или черный, даже в том, кто из нас повезет сына в бассейн, всякий раз возникает вопрос о настоящем и будущем. Если я, например, говорю, что следует заплатить за плаванье, и спрашиваю: будем платить помесячно либо всю сумму вперед, она, глядя на меня с умным видом человека, знающего все на свете, спрашивает:
— Вперед? А если мы вдруг умрем? Лучше платить каждый месяц".
Именно с таких размышлений начинается книга современного Франческо Пикколо "Минуты будничных озарений".
Франческо Пикколо – известный писатель и блестящий сценарист родом из Италии, автор трех романов, множества сценариев и книги новелл. В 2014 году получил национальную литературную премию Стрега за роман "Желание быть как все", а за сценарий к фильму Нанни Моретти "Кайман" (2006) был награждён престижной национальной кинопремией "Давид ди Донателло". Кроме того, именно он стал автором сценария сериала "Моя гениальная подруга", снятого по одноименному роману Элены Ферранте.
Его роман-коллаж "Минуты будничного счастья" впервые вышел в издательстве Corpus в 2012 году, а затем был переиздан в 2019. В этом же году на русском языке вышло продолжение – "Минуты будничного несчастья". Переводчиком обоих книг выступил Евгений Солонович. В июле 2023 года в его же переводе вышла третья книга – "Минуты будничных озарений".
Все три книги представляют собой сборники множества коротких зарисовок, которые, переплетаясь между собой, и создают канву того полотна, которое мы привычно называем жизнью. Фактически, перед читателем рождается своеобразная трехчастная автобиография, которая позволяет автору не только рассказать о событиях внешней жизни, но и, что гораздо любопытнее, погрузить читателя в мир своих собственных мыслей и чувств.
Франческо Пикколо обладает несомненным даром – рассказывать о самых, на первый взгляд, простых и банальных вещах с удивительной легкостью и одновременно с завораживающей глубиной. Читая его книги, мы то и дело испытываем желание воскликнуть: "Да, именно так!". А затем – немедленно поделиться полюбившимся пассажем с окружающими – с мужем или женой, с друзьями, коллегами или детьми. "Carpe diem" (Лови день!) – именно таким мог бы стать девиз всего творчества Пикколо, и сам автор не раз будет повторять это в свои книгах:
"Достаточно одного дня для долгой жизни. Достаточно понять, почувствовать это однажды, с того момента, как открываются глаза, и до того, как они закрываются вечером. Каждый жест, аромат, вкус, воздух, погода, ткань, дорога, человек рядом, панорама, ветер, дверь, улыбка. Да вообще все. Жизнь не кончается, если удается осмыслить каждый отдельный момент одного только дня".
Счастливый или не очень, радостный или грустный, прожитый в одиночестве или в толпе: каждый момент нашей жизни достоин того, чтобы его запомнили или даже рассказали о нем. И не важно, о чем именно будет этот рассказ – о философских спорах с женой, вечно путающихся проводах от наушников или улыбке случайного прохожего на улице. Потому что, опять же, узор нашей жизни настолько сложен и цветист, что для его создания важен абсолютно каждый стежок.
"В итоге все мои споры с женой сводятся к этому философскому, в общем-то, диалогу.
Она говорит: “А если мы умрем?”
Я же говорю: “А если мы не умрем?”
Настоящее и будущее в этом экзистенциальном диалоге раздваиваются, противостоят друг другу, стараются набрать себе побольше очков. Но правда в том, что будущее и настоящее переплетаются, одно является следствием другого".