Свою «Песнь Ахилла» магистр классической филологии Мадлен Миллер создавала десять лет. И это чувствуется, едва открываешь книгу. Здесь, с одной стороны, нет ни единого лишнего слова, а с другой, буквально в первых же абзацах автору удается создать незабываемый, яркий и красочный мир Древней Греции, который будет великолепным фоном сопровождать читателя до конца книги. И здесь стоит сказать особые слова благодарности переводчице Анастасии Завозовой: мастерски написанный текст Миллер, которым так восторгались англоязычные рецензенты, ей удалось полностью перенести в плоскость русского языка.
Смерть Патрокла – одно из ключевых событий гомеровской Илиады. Именно после его смерти обезумевший от горя Ахилл, забыв про распри царей, обещанные золотые горы и интриги коварных богов, ринулся мстить Троянцам с невиданной доселе жестокостью. В конечном итоге под стенами Трои пал убийца Потрокла Гектор, чье тело герой привязал к своей колеснице. При этом самому Патроклу и его отношениям с Гектором в «Илиаде» уделяется довольно мало внимания. Едва ли кто-нибудь из древних греков, слушая «Илиаду», сомневался, что двух героев связывали не только дружеские, но и любовные отношения. Именно как любовники Ахилл и Патрокл предстают в «Пире» Платона, написанном около 385 года до нашей эры, и именно этот платоновский диалог, по словам самой Мадлен Миллер, послужил источником вдохновения для написания книги. В «Песне Ахилла» Патрокл обретает всю полноту голоса, которой он был лишен в гомеровском эпосе. Именно его глазами мы видим разворачивающуюся историю. Сын царя Менетия, изгнанный мальчишкой из родных мест из-за случайно совершенного убийства, он оказывается во дворце Пелея во Фтии. Здесь он знакомится с Ахилом, влюбляется, отправляется на обучение к кентавру Хирону, а затем, вслед за возлюбленным, и на Троянскую войну. При этом о финале этой трогательно зарождающейся истории любви, конечно, знают большинство читателей, поэтому не скрывает ее и Миллер. Мрачное пророчество о судьбе Ахиллеса будет преследовать героев на протяжении всей книги.
Одним из главных украшений романа являются превосходно прописанные персонажи. Могучий гигант Аякс, хитрый, не упускающий собственной выгоды Одиссей, морская богиня Фетида, властная и деспотичная мать Ахилла – герои древнегреческих мифов буквально оживают, приобретая знакомые и понятные черты. В пространство классического мифа Миллер приходит с целым ворохом злободневных тем, от проблемы домашнего насилия до трудностей взросления. Важную роль в романе играет война, описанная как хаос, у которого вроде как есть изначальная причина, но она отходит на второй план, когда машина насилия и жестокости буквально подминает под себя героев. Установившиеся во время кратких передышек между боями новые связи все глубже затягивают в будничный круговорот насилия и требуют крови и мести. Единственной возможностью разорвать этот замкнутый круг оказывается любовь, ради которой, как водится, придется пойти на самую высокую жертву.