Критики говорят о Джесси Болле как о продолжателе творческой манеры Итало Кальвино, Хорхе Луиса Борхеса и Хулио Кортасара, и такое сравнение не кажется притянутым. То же сочетание реальности и вымысла, тот же иллюзорный, готовый рассыпаться от одного резкого прикосновения мир, та же сильная автобиографическая составляющая и та же, в конце концов, затягивающая, напряженная и местами наполненная мистикой атмосфера. Роман "Стоит только замолчать" американца Джесси Болла посвящен Кобо Абэ и Сюсаку Эндо, двум классикам японской литературы, особое внимание в своих произведениях уделявшим духовным исканиям персонажей. Это, с одной стороны, задает необычайно высокую планку, с другой - сразу определяет некоторые основные векторы развития произведения: особое внимание внутренним переживаниям героев, абсурдность и жестокость окружающего их мира, необходимость делать серьезный моральный выбор и нести за него ответственность.
Сюжет в лучших традициях и Кортасара, и Абэ многослоен и не линеен. Действие начинается с того, что радостная и счастливая жизнь главного героя, которого зовут так же, как автора, Джесси Болл, и который проживает в уютном доме с женой и дочерью, рушится самым странным и неожиданным образом: жена однажды просто перестает разговаривать. В попытках понять, что же произошло, герой изучает все похожие случаи, когда человек ни с того ни с сего вдруг замолкает. И сталкивается с загадочным делом Оды Сотацу. Ничем не примечательный служащий мелкой конторы, торгующей нитками, Ода Сотацу познакомился с двумя молодыми людьми, заключил с ними пари, которое проиграл, после чего был вынужден взять на себя вину в чудовищном преступлении. Его приговорили к смерти, и на протяжении всех допросов, пока приговор не привели в исполнение, он не проронил ни слова. Преступление, в котором признался Оду, – знаменитые Исчезновения в Нарито, когда в провинции Осака таинственным образом пропало восемь человек, а на месте исчезновения каждого из них было найдено по одной игральной карте. Болл приезжает в префектуру Осака, общается со свидетелями и участниками этой трагедии, берет у них интервью, изучает материалы дела и пытается докопаться до истины. Какой бы пугающей и нелицеприятной она ни была.
Большая часть романа – расшифровка интервью и допросов, из которых медленно складывается картина произошедшей трагедии. Резкая смена временных пластов – интервью Болл берет в наши дни, а стенограммы допросов датированы семидесятыми годами – дает возможность сравнить японское общество тогда и сейчас, а еще шире – посмотреть на вектор движения человеческой цивилизации. Кроме построенных таким образом диалогов, в романе есть и художественная реконструкция произошедших событий, и описание детективных приключений Джесси Болла, который ищет и находит все новых и новых очевидцев и свидетелей. В результате такого хитрого многоуровневого построения автор держит читателя в постоянном напряжении, ловко меняя стили повествования и точки зрения на случившееся. Великолепный, сложный и философский детектив, который на последних страницах заставляет буквально вскрикнуть от неожиданности.