15 августа 2014

Зарубежный детектив: Алексис Лекей и его дамы

Зарубежный детектив был бы не таким увлекательным, не пиши в этом жанре французы. Их криминальные романы всегда отличались от детективов британцев и американцев. В них постоянно видишь некую утонченность, и, при всей нелюбви французов к полицейским, чаще всего главными героями в них становятся не частные детективы, а ажаны — служители полиции, простые и не очень.

Плюс, французский детектив — это всегда нечто очень брутальное, чувственное, и при этом — неожиданно, но по-хорошему, — сентиментальное. В общие традиции зарубежного детектива французы вписываются очень по-своему — впрочем, как обычно. И один из самых ярких продолжателей традиции французского криминального романа — Алексис Лекей.

Самая известная серия его романов — "карточная". Все четыре книги носят имена карточных дам. На русском языке пока вышли только две — "Червонная дама" и "Дама пик". (Последняя появилась в книжных магазинах совсем недавно.) И это - превосходная партия в покер. Сейчас объясним, почему.

На первый взгляд кажется, что Лекей не очень любит интриги. Он сразу раскрывает карты читателю. И в "Червонной даме", и в "Даме пик" мы сразу, с первых страниц знаем, кто убийца. Но это никак не снижает интереса. Повествование настолько плотное, что просто некогда скучать. Раскрывая карты, Лекей завораживает, полностью присваивает себе читателя, у которого с первых же строк возникает это будоражащее чувство: хочется прочесть весь роман сразу, не останавливаясь, и одновременно - растянуть удовольствие надолго. И тут-то мы и проигрываем Лекею, потому что, даже зная, кто убийца, мы до самого конца не знаем, чем же все закончится.

Что же такого в криминальных романах Лекея?

Во-первых, это главные герои, в которых сразу влюбляешься. Комиссар Мартен - трудяга, потенциальный клиент психотерапевта, поскольку все и всегда привык держать в себе, человек с очень запутанной личной жизнью, но незаменимый сотрудник полиции. Его заместительница Жанетта — влюбленная в свою работу женщина, которая разрывается между расследованиями и семьей, и семья неизбежно страдает. Полицейский психолог Лоретта — пухлая пятидесятилетняя любительница мужчин и жизни, способная хладнокровно и быстро составить портрет преступника, при этом тут же договориться о свидании. Мириам, Марион и Иза - "девочки" Мартена (бывшая жена, подруга и дочь), каждая со своим характером, каждой требуется внимание, каждая по-своему любит и ненавидит комиссара, который иногда бывает полнейшим кретином. Ну и, конечно, это убийцы - со своими историями и со своими травмами. Кому-то из них сочувствуешь, кому-то нет. Но всегда - ведь знаешь же, кто именно убивает, — хочется, чтобы Мартен нашел их раньше, чем они успеют совершить очередное преступление.

Во-вторых, это обаяние, тот самый французский шарм, который ощущается в каждой строчке. Лекей пишет вроде бы просто, не утруждая себя составлением особо витиеватых предложений. Да и шутить он не очень любит. По сути, юмор в его книгах почти невесомый. Или шутки так вшиты в текст, что улыбаешься, не замечая никакой нарочитости. Благодаря этому шарму оживают и герои: в них нет никакой натужности, все, что они делают, — органично. Остается только следить за повествованием, подсчитывая потери — Лекей убивает персонажей с головокружительной легкостью.

И это еще одна особенность его детективов: смерти. Их много, они кровавые и беспощадные, и все они совершенно бессмысленны. Лекеевские убийцы отрабатывают на своих жертвах приемы, они строят свои отношения с жизнью, убивая жизнь. Они, даже с тяжелым багажом за плечами, — чистое зло, которому нет никаких оправданий.

 title=

В "Червонной даме" Мартен расследует убийства женщин в Париже. Все они — стройные брюнетки чуть за тридцать. Все получили стрелу, выпущенную из арбалета, в шею. Они никак друг с другом не связаны. Их выбрали случайно, потому что убийца шел к какой-то цели, о которой полиции ничего не известно. А Мартену все никак не удается сосредоточиться на работе. Он не понимает, влюблен ли он все еще в бывшую жену. Он не понимает, как относиться к тому, что его дочь беременна — а потом выясняется, что беременна еще и его подруга. То есть он почти одновременно должен стать дедом и отцом. Довольно трудно разыскивать убийцу с арбалетом, когда в жизни происходит такое. И ситуацию спасает - практически ценой своей жизни - удивительная и отважная Жанетта.

 title=

В "Даме пик" Мартен уже совсем другой. Он не растерян — он погружен в тяжелую депрессию. И неизвестно, что гложет его больше: тяжелое ранение, от которого он едва отошел, или все та же запутанная история с женщинами. А в Париже опять появился серийный убийца. И, стоило Мартену с Жанеттой подойти к нему на максимально близкое расстояние, как тут же случилась новая беда. На полицейского психолога Лоретту совершено нападение, она в коме, а последним, кто ее видел, был Мартен. И с расследования его снимают.

 title=

Во Франции детективные романы Лекея из карточной серии уже стали одними из самых популярных телевизионных сериалов: Мартена играет харизматичный Тьерри Годар. Возможно, и у нас однажды появится шанс проверить, насколько совпадает наше представление о прочитанном с видением телевизионщиков. А пока остается ждать, когда на русском выйдут "Бубновая дама" и "Дама треф" — Corpus купил права на их издание. Сверяйтесь с разделом "Зарубежный детектив" в нашем каталоге и подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.