Лекция-дискуссия "“Я знаю больше, чем могу сказать”: философия без правил Владимира Набокова"

Андрей Бабиков
Участник
Андрей Бабиков
когда
08 ноября 2024
Место
Дом русского зарубежья
Адрес
Москва, ул. Нижняя Радищевская, 2
На карте
Цена
Бесплатно
Другие участники
Николай Герасимов

К 125-летию писателя

8 ноября 2024 года в 18 часов 30 минут приглашаем на очередное заседание научно-просветительского проекта "Отражения", в рамках которого состоится лекция-дискуссия исследователя литературы русского зарубежья, переводчика и комментатора В.В.Набокова Андрея Александровича Бабикова (ДРЗ) и кандидата философских наук, специалиста по философии русской эмиграции XX века Николая Игоревича Герасимова (ДРЗ) "“Я знаю больше, чем могу сказать”: философия без правил Владимира Набокова (к 125-летию писателя)".

Во многих произведениях Набокова, написанных как по-русски, так и по-английски, заметен явный уклон в философскую проблематику. Один из его героев — философ Адам Круг (роман "Под знаком незаконнорожденных", 1947), оригинальный и выдающийся мыслитель своего времени, не менее влиятельный, чем Мартин Хайдеггер. Другой — герой "Ады" (1969) Ван Вин — знаменитый психиатр и философ, автор трактата о времени. Следы различных философских концепций то и дело встречаются на страницах набоковских произведений, — к примеру, вокруг гегелевской триады он выстраивает "спираль" собственной жизни в мемуарной книге "Другие берега", силлогизм "Всякий человек смертен" оспаривает в "Бледном огне" (1962), а с платоновским идеальным государством спорит в "Приглашении на казнь" (1935). Проблемы познаваемости мира, сознания, реальности, пространства и времени, потусторонности, трансцендентной силы и другие увлекали Набокова начиная с 1920-х годов.

Философские воззрения Набокова не систематичны, а мозаичны. Тем труднее выделить в них главное, выстроить иерархию. Так, не соглашаясь с политической философией Платона ("Государство"), он при этом разделял его идею "припоминания", согласно которой душа в акте творчества проясняет себе то, что ей уже известно. Вместе с тем он выступал против дуалистической концепции бытия ("Царство идей" и "Царство вещей"), называя себя убежденным монистом. Пренебрежительно отзываясь о модных в 1920-х годах теориях гибели Запада и чрезмерном увлечении Шпенглером (в "Даре"), он все же принимал представления немецкого философа о повторяющихся и "одновременных" (в шпенглеровской терминологии) процессах в "жизненном цикле" различных культур: "Умирает со скуки историк: за Мамаем все тот же Мамай..."

Набокова-мыслителя легче изобрести, чем разъяснить и суммировать все то, что его действительно побуждало философствовать и критиковать других (особенно в части социальных теорий и проблемы отношений общества и индивида). В лекции-дискуссии будет сделана попытка обрисовать контуры философских взглядов Набокова и оставить за их рамками навязанные писателю за многие годы интерпретаций и спекуляций представления.

Заседание состоится в Малом зале основного здания Дома русского зарубежья.
Вход свободный.
Возрастное ограничение: 0+
Ограничения по потребителям услуг: есть, для лиц с ограниченными возможностями (на 5-й этаж лифта нет)

ССЫЛКА НА СОБЫТИЕ