Отрывок из книги "Оригиналы" с рекомендациями для тех, кто хочет развить нестандартное мышление.
Прежде чем принять статус-кво как некую бесспорную данность, спросите: а почему это положение вообще возникло? Когда вы напомните себе, что правила и системы придумываются людьми, то становится ясно, что это не священные скрижали, — и тогда вы начинаете думать, как можно их улучшить.
Даже у лучших бейсболистов результативным оказывается в среднем один удар из трёх; так и у каждого инноватора бывают паузы и осечки. Лучший способ повысить уровень своей оригинальности — генерировать как можно больше идей.
Оригинальность возрастает, когда вы расширяете свою компетенцию. Один из подходов к такой задаче — освоить какой-нибудь новый навык, подобно тем нобелевским лауреатам, которые расширяли свой креативный репертуар, занимаясь живописью, игрой на фортепиано, танцами или стихосложением.
Другая стратегия состоит в ротации должностей на работе: например, попробуйте себя на другой позиции, которая потребует нового комплекса знаний и навыков. Третий вариант — это погрузиться в изучение чужой культуры, как те модные дизайнеры, которые становились более инновативными, пожив и поработав некоторое время в других странах, мало похожих на их собственные. Вам не обязательно в самом деле ехать за границу, чтобы разнообразить свой опыт: можно погрузиться в новое культурное окружение, просто начав читать о нём.
Обдумывая новые идеи, делайте осознанную паузу в середине процесса. Сделав паузу в разгар "мозгового штурма" или придумывания чего-то нового, вы, скорее всего, займётесь чем-нибудь посторонним, а в это время ваша идея будет исподволь вызревать.
Трудно судить о качестве собственных идей, потому что у вас избыток энтузиазма, а доверять своему чутью невозможно, если вы не специалист в данной области. На менеджеров тоже нельзя толком положиться — при оценке чужих идей они обычно настроены излишне критично. Чтобы получить более адекватную реакцию со стороны, делитесь своими находками с коллегами: им хватит остроты взгляда, чтобы разглядеть потенциальную ценность ваших идей.
Если вы собираетесь пойти на риск в какой-то одной области, уравновесьте этот риск, проявив крайнюю осмотрительность в другой сфере жизни. Так поступали предприниматели, проверявшие свои идеи, но не бросавшие прежней постоянной работы; так поступала Кармен Медина, которая устроилась на должность, связанную с защитой информации, когда пыталась подтолкнуть ЦРУ к использованию интернета. Такая хитрость поможет вам избежать ненужных проигрышей в азартной игре.
Помните Руфуса Грискома — бизнесмена из третьей главы, который рассказывал инвесторам, почему им не стоит вкладывать деньги в его компанию? Вы тоже можете прибегнуть к такому приёму. Для начала перечислите три самых слабых места вашей идеи, а затем попросите слушателей привести несколько других причин, по которым не стоит её поддерживать. Если идея действительно хороша, то люди, которым окажется трудно сформулировать свои критические замечания по её поводу, ещё лучше осознают её достоинства.
Чаще повторяйте одно и то же: так люди легче свыкаются с непривычными идеями. Обычно они начинают реагировать на какую-нибудь идею более благосклонно после того, как услышат о ней от 10 до 20 раз, особенно если о ней упоминать совсем коротко и с интервалом в несколько дней, причём в разговоре о разных других вещах.
Ещё можно сделать свой оригинальный замысел более привлекательным, если привязать его к другим, уже давно знакомым и понятным для публики: так, например, изначальный сценарий "Короля Льва" был переделан в "„Гамлета“ со львами".
Вместо того чтобы выискивать дружественно настроенных собеседников, разделяющих ваши ценности, старайтесь обращаться к менее приятным людям, практикующим, однако, те же методы, что и вы. Молодой пилот ВМФ США Бен Колманн создал высокоэффективный отдел быстрых инноваций, собрав команду из младших служащих, имевших дисциплинарные взыскания из-за пререканий с начальством. Всех их объединяла принципиальная несговорчивость, и хотя цели у всех были разные, привычка находиться в оппозиции послужила отличным скрепляющим раствором.
Ваши лучшие союзники — это люди, которые не любят идти на поводу у большинства, а предпочитают решать проблемы примерно теми же методами, что и вы.
Если ваша идея носит радикальный характер, облеките её в более традиционные одежды. Таким образом, не призывая окружающих в корне изменить свои представления, вы сможете апеллировать к тем ценностям и мнениям, которые они уже разделяют.
Можно использовать "троянского коня", как поступила Мередит Перри, когда она замаскировала свою идею беспроводной системы питания задачей сконструировать преобразователь. Кроме того, вашу идею можно представить как средство достижения какой-то цели, важной для других людей, — подобно Фрэнсис Уиллард, представившей всеобщее избирательное право как хороший способ для консервативных женщин защитить свои семьи от бытового пьянства. А если у вас уже репутация человека слишком радикальных взглядов, можно превратиться из лидера в громоотвод, передав бразды правления другим, более умеренным людям.
Если вы твёрдо намерены действовать, сосредоточьтесь на оставшемся отрезке пути: вы ощутите прилив сил для последнего рывка. Если же ваша решимость колеблется, подумайте о том пути, который вы уже успели проделать. Раз вы уже столького достигли — стоит ли останавливаться сейчас?
Если вы нервничаете, то расслабиться трудно. Легче превратить тревогу в сильные положительные эмоции — в интерес и энтузиазм. Подумайте о тех причинах, по которым вам не терпится изменить существующий порядок вещей, и о положительных результатах, которые могут стать результатом ваших стараний.
Сталкиваясь с несправедливостью и сосредоточившись на человеке, который её причиняет, вы испытываете прилив гнева и агрессии. Переключив внимание на жертву, вы начинаете испытывать эмпатию к ней и с большей вероятностью перенаправите ваш гнев в более конструктивное русло. Вместо того чтобы пытаться наказать преступника, вы попытаетесь помочь его жертве.
Даже одного союзника достаточно для того, чтобы серьёзно усилить вашу решимость. Найдите кого-нибудь, кто верит в вашу идею, и начните обсуждать проблему совместно.
Обдумайте четыре варианта реакции на недовольство существующим положением: уход, протест, верность (лояльность) и игнорирование. Лишь уход и протест улучшат ваши личные обстоятельства. Протест ("возвышение голоса") может быть лучшим выбором, если вы в какой-то степени контролируете ситуацию; в противном случае, возможно, пришло время понять, можете ли вы увеличить своё влияние; если нет, то лучше уйти.
Не стоит поощрять инновационные предложения на любые темы в любое время: занятые люди не смогут на это отвлечься. Конкурс инноваций — чрезвычайно эффективный способ собрать большое количество новаторских идей и выявить среди них лучшие.
Вместо того чтобы поставить ящик для предложений, разошлите точно сформулированный призыв выдвигать идеи для решения конкретной задачи или освоения ещё нетронутой области. Дайте сотрудникам три недели на подготовку предложений, а потом поручите им самим оценивать идеи коллег, так чтобы наиболее оригинальные инициативы вышли в следующий тур конкурса. Победители получат бюджет, команду и необходимую поддержку для претворения их идей в реальность.
Часто люди не хотят генерировать новые идеи, потому что не ощущают неотложной необходимости. Ощущение неотложности можно создать с помощью игры "Как угробить компанию", придуманной Лайзой Боделл, генеральным директором компании futurethink. Соберите группу сотрудников и предложите им провести часовой "мозговой штурм" на тему: как можно выдавить нашу организацию из бизнеса — или уничтожить наш самый популярный товар, услугу или технологию. Затем обсудите самые серьёзные из этих угроз и то, как их нейтрализовать и превратить в возможности для перехода от обороны к наступлению.
На киностудии DreamWorks Animation даже бухгалтеров и юристов поощряют предлагать идеи для новых мультфильмов и специально обучают этому. Подобная вовлечённость в креативную часть общего дела вносит разнообразие в их работу, делая её более интересной для самих сотрудников и одновременно расширяя приток свежих идей в организацию. А привлечение сотрудников к участию в презентациях имеет и ещё одно преимущество: выдвигая идеи, люди становятся более креативными и менее склонными к ложноотрицательным оценкам, а потому могут лучше судить об идеях коллег.
Поскольку нередко бывает трудно найти время для того, чтобы люди рассмотрели разные оригинальные взгляды, то один из моих любимых приёмов — устраивать "день наоборот" на занятиях и на конференциях. Руководители или студенты делятся на группы, и каждая выбирает какое-нибудь суждение, мнение или целую область знания, которые обычно принимаются как данность и не оспариваются. Группа задаёт себе вопрос: "А когда всё бывает наоборот?" — и затем готовит презентацию своих идей.
Генеральный директор некоммерческой организации DoSomething.org Нэнси Люблин запретила сотрудникам употреблять слова "нравится", "люблю" и "ненавижу", поскольку они слишком легко позволяют дать интуитивную оценку, не проделав должного анализа. Сотрудникам не разрешается говорить, что одна веб-страница им нравится больше, чем другая: они должны объяснить своё мнение, подкрепив его аргументами, например: "Эта страница сильнее, потому что заголовок здесь более чёткий и лучше бросается в глаза, чем другие элементы". Такой подход мотивирует на то, чтобы выдвигать новые идеи, а не просто отвергать уже существующие. Создание культур, стимулирующих оригинальность
Когда руководители более всего ценят соответствие корпоративной культуре, они в конце концов начинают брать на работу только людей, которые мыслят одним и тем же образом. Однако оригинальность порождают не они, а те, кто способен обогатить эту культуру. Перед собеседованием постарайтесь определить, какого именно опыта, навыков и персональных черт характера в настоящий момент недостаёт вашей культуре. А затем сделайте эти критерии определяющими в подборе новых сотрудников.
Не ждите, когда сотрудник решит уволиться, чтобы поинтересоваться тем, какие у него были идеи: попросите его высказать эти идеи сразу, как только он выйдет на работу. Посидев рядом с новичком, пока его только вводят в курс дела, вы дадите ему понять, что его здесь ценят, и заодно услышите от него что-то новое и свежее.
Поинтересуйтесь, что привело его к вам и что способно удержать его в вашей организации, предложите ему видеть себя детективом, изучающим корпоративную культуру. Он ещё недавно был аутсайдером, а теперь стал инсайдером; используя это двойное преимущество, он может провести расследование и дать заключение: какие корпоративные практики пора сдать в архив, а какие следует сохранить, и нет ли потенциальных несовместимостей между исповедуемыми и практикуемыми ценностями.
Если люди торопятся найти ответы, то в конце концов вокруг вас останутся одни адвокаты — и ни одного следователя; в этом случае вам не удастся получить истинную картину происходящего. Следуя примеру Bridgewater, где завели специальный регистрационный журнал, вы тоже можете создать документ с общим доступом, куда разные команды сотрудников будут вносить сообщения о проблемах, которые они видят. Раз в месяц собирайте сотрудников для обсуждения этих проблем и выясняйте, какие из этих последних требуют решения в первую очередь.
Мнения инакомыслящих полезны даже в том случае, когда эти мнения ошибочны, однако по-настоящему полезны они только тогда, когда высказаны искренне и последовательно. Вместо того чтобы поручать кому-то сыграть роль "адвоката дьявола", найдите человека, который в самом деле имеет особое мнение, и предложите ему открыто изложить свои взгляды.
Чтобы идентифицировать таких людей, назначьте администратора информации — возложите на кого-то из сотрудников обязанность неформально беседовать с разными членами команды перед собраниями, чтобы выяснить, что они думают.
Трудно поощрять многообразие мнений, если вы сами не практикуете того, что проповедуете. Рэй Далио, получив от сотрудника имейл с критикой своей работы на важной встрече, переслал его всему штату компании, дав внятный сигнал о том, что он приветствует негативную критику в свой адрес.
Предлагая сотрудникам критиковать вас публично, вы даёте важный пример, который поощряет людей высказываться открыто даже тогда, когда их идеи не пользуются популярностью.
Дети не боятся проявить инициативу, когда смотрят на проблему глазами оригиналов. Спросите у детей, что бы им хотелось изменить к лучшему в своей семье или в школе. Затем попросите их выбрать какого-нибудь реального человека или выдуманного персонажа, который восхищает их необыкновенной креативностью и изобретательностью. Как поступил бы он в такой ситуации?
Многие родители и учителя хвалят хорошие поступки как таковые, однако дети становятся более щедрыми, когда хвалят не поступки, а их самих — за доброту и желание помочь: тогда хорошее поведение становится частью их личного характера.
Когда вы видите, что ребёнок сделал что-то похвальное, постарайтесь сказать ему: "Ты добрый человек, потому что ты сделал то-то и то-то". Кроме того, дети начинают вести себя более этично, когда их просят быть хорошими: им хочется заслужить такое звание. Например, уговаривая ребёнка поделиться игрушкой, не говорите ему: "Делиться — это хорошо!", а скажите: "Ты ведь такой хороший!"
Когда дети плохо себя ведут, помогите им понять, что их поступки причиняют вред другим людям. "Как ты думаешь, что она почувствовала, когда ты это сделал?" Сознавая негативное воздействие своих поступков на других, дети начинают понимать, что такое эмпатия и чувство вины, а это усиливает их мотивацию исправить причинённое зло — и избегать подобных действий в будущем.
Правила устанавливают границы, и в результате ребёнок видит мир как нечто зафиксированное, застывшее. Ценности помогают ребёнку самостоятельно устанавливать для себя правила. Когда вы говорите с ребёнком о моральных стандартах — так, как говорили со своими детьми родители будущих праведников народов мира, — объясните ему, почему для вас особенно ценны те или иные из этих принципов, и спросите ребёнка, почему, по их мнению, они так важны.
Вспомним о том, как последние дети в семье подбирали для себя более оригинальные ниши, когда понимали, что более привычные уже заняты старшими братьями. Есть способы помочь ребёнку найти эти новые ниши.
Одна из моих любимых методик — это техника группового пазла (jigsaw puzzle): в группе учащихся, работающей над общей задачей, каждый из них становится уникальным экспертом в каком-то одном аспекте проблемы. Например, анализируя биографию Элеоноры Рузвельт, один из них сосредоточился на её детстве, другой — на отрочестве, а третий — на её роли в женском движении.
Как показывают исследования, такой метод ослабляет предрассудки: дети учатся ценить друг друга за те или иные умения. Кроме того, он позволяет им выдвигать собственные идеи, а не становиться жертвами группового мышления. Чтобы пробудить в детях свежие мысли, предложите им изменить контекст. Например, чем бы отличались детские годы Элеоноры Рузвельт, если бы она росла в Китае? С чем ей захотелось бы вести борьбу там?
В своей новой книге Адам Грант, профессор Уортонской школы бизнеса и специалист по психологии менеджмента, рассказывает, как люди с оригинальным мышлением реализуют необычные идеи и меняют мир. Он приводит в пример аналитика ЦРУ, сотрудницу компании Apple, пловца-экстремала и других неординарных личностей, на опыте которых можно поучиться. Перевод с английского Татьяны Азаркович.