18+
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КАЗАНЦЕВОЙ АНАСТАСИЕЙ АНДРЕЕВНОЙ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КАЗАНЦЕВОЙ АНАСТАСИИ АНДРЕЕВНЫ.
18+
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КАЗАНЦЕВОЙ АНАСТАСИЕЙ АНДРЕЕВНОЙ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КАЗАНЦЕВОЙ АНАСТАСИИ АНДРЕЕВНЫ.
О преимуществах рационального мышления, общедоступных способах поиска истины и новой книге Аси Казанцевой, которая стала важным событием в российском научно-популярном пространстве.
Опасны ли ГМО? Лечит ли гомеопатия и акупунктура? Справедлива ли эволюционная теория? Новая книга Аси Казанцевой "" посвящена таким острым темам, которые постоянно вызывают споры, но очень редко провоцируют осмысленное обсуждение.
Школьная программа отстает от науки по крайней мере лет на двадцать, охватывает далеко не все важные области и к тому же усваивается в полной мере ничтожным процентом учеников. Университет даёт более или менее адекватную картину базовых знаний в какой-нибудь одной области, но через пять лет она оказывается в значительной степени устаревшей.
На самом деле единственный навык, на который имеет смысл делать ставку в такой ситуации, — это умение пользоваться поисковыми системами, находить нужную информацию и отличать авторитетные источники от низкокачественных.
Мы носим в своей голове множество непроверенных убеждений и обычно даже не задумываемся о том, как они у нас возникли. Большая часть этих убеждений почти никому не вредит — например, вера в то, что положение звёзд влияет на судьбу человека, или что религия — единственный источник нравственности.
Но многие из них могут быть менее безобидными. Миллионы людей, например, тратят свои деньги на гомеопатию, которая работает не лучше, чем обычные сахарные шарики; боятся ГМО, безопасность которых подтверждена самыми изощрёнными тестами и которые могут в будущем спасти нас от продовольственного кризиса; верят во врождённое превосходство мужского интеллекта над женским, и так далее и тому подобное.
Наш мозг не приучен к подробному анализу всей информации: он оперирует тем, ему доступно из самого ближайшего опыта.
Научный метод, основанный на опровергаемости гипотез и эксперименте, появился всего несколько сотен лет назад, а эволюция, которая определила возможности нашего мозга и приучила решать быстро (и думать не менее быстро) длилась многие миллионы лет. Существование рецензируемых научных журналов и Google — меньше, чем ничтожная точка в этой долгой истории.
В наследство от эволюционного прошлого нам досталось множество когнитивных искажений — подсознательных ошибок мышления, которые выявляются психологами в контролируемых экспериментах.
Мы, например, склонны полагаться на самые яркие и запоминающиеся факты в ущерб значимым, но менее интересным (эвристика доступности) и интерпретировать новую информацию как уже известную (ретроспективное искажение). Отсюда же наша любовь к anecdotal evidence — обоснованию общих утверждений, основанном на частных примерах.
Но сегодня совсем необязательно полагаться только на интуитивные догадки и примеры из жизни себя любимого и 2-3 знакомых человек: научная информация под рукой у каждого, и каждый сегодня может думать и действовать более рационально, чем большинство людей за всю нашу историю.
Главное, что нужно понимать — это то, чем менее достоверная информация отличается от более достоверной.
Одна из самых полезных привычек, которую могло бы воспитывать система образования — это скептическое отношение к любому громкому утверждению, неподкреплённому результатами научных исследований.
Сейчас нам уже не обязательно принимать важные решения в условиях острого недостатка информации. Всегда найдется исследование, в котором кто-нибудь уже сравнил хотя бы сотню людей, принявших решение А, с сотней людей, принявших решение Б, и выяснил, кто из них в результате оказался более благополучным. Учитывая чужие результаты, мы можем существенно повысить и вероятность собственного удачного выбора, и глупо было бы игнорировать такую возможность.
Книга Аси Казанцевой содержит целую главу, которая так и называется — "Краткий курс поиска истины". В ней она показывает, как можно искать и проверять нужные сведения, полагаясь на надёжные источники.
Это — кухня научного журналиста, залезть в которую будет полезно любому человеку, предпочитающему думать и действовать рационально. А главное — в этом нет никакой магии, все эти навыки доступны практически каждому.
1. Достоверные научные сведения водятся (в первую очередь) в рецензируемых журналах, где все данные проходят многократную проверку до и после публикации.
2. Лучше обращаться к журналам с высоким импакт-фактором (который зависит от количества цитирований) и мета-анализам, содержащим систематизированный обзор многих исследований по какой-либо теме. Искать их можно через Google Scholar или такие такие базы как PubMed.
3. Научные статьи (даже на английском) может читать любой человек, худо-бедно владеющий языком. Научный бекграунд помогает, но обладать им в принципе необязательно.
4. Если лень читать научные журналы, можно обратиться к англоязычной Википедии. Как правило, там же можно найти и ссылки на наиболее релевантные публикации. И конечно, можно обратиться к книжкам и статьям научных журналистов.
В школах и университетах не принято сомневаться в словах преподавателя или в том, что написано в учебнике. По понятным причинам: между учителем и менее информированным учеником не может быть полного равноправия. Но общедоступной информацией может пользоваться как тот, так и другой.
О критическом мышлении и вреде информационных кордонов
Мы спросили Асю Казанцеву о том, как может быть организовано обучение, чтобы формировать у детей критическое, самостоятельное мышление, и узнали, как она относится к интернет-спискам, которые недавно появились в школьных учебниках.
— Кто должен учить детей правильно пользоваться информацией и отличать более авторитетные источники от менее авторитетных?
Конечно, в идеальном мире дети осваивали бы этот навык в школах. У них был бы специально разработанный учебный курс по работе с информацией, где им преподавали бы основы логики и критического мышления, рассказывали бы о распространённых когнитивных искажениях, учили бы находить ошибки в настоящих антинаучных публикациях, задавали бы эссе о спорных вопросах, в которых нужно было бы аргументировать одну из двух возможных точек зрения, рассказывали бы о научном методе, об иерархии источников, учили бы находить и читать научные публикации.
Но мы живем в реальном мире, в котором спасение утопающих — дело рук самих утопающих, поэтому осваивать этот навык приходится самостоятельно. Для людей, заинтересованных в развитии собственного критического мышления, есть специальные сообщества и подборки материалов, такие как lesswrong.ru.
Кроме того, полезно читать публикации ученых и научных журналистов — особенно касающиеся полемики с лжеучеными — и стараться выделять там ключевые принципы проверки информации, используемые авторами. Например, можно рекомендовать статьи и книги Алексея Водовозова, Александра Панчина, ну и мои тоже.
Проблема в том, что возможности самостоятельной проверки информации оказываются крайне ограниченными, если человек не читает на английском языке. Во-первых, именно на английском публикуется абсолютное большинство научных исследований, заслуживающих внимания, во-вторых, рекомендации по критическому мышлению, включая даже целые учебные курсы, тоже в основном существуют на английском. Так что можно начать просто с его интенсивного изучения.
Если довести английский хотя бы до уровня intermediate, это уже принципиально расширит возможности перепроверки информации, потому что вам будет доступен, пусть и со словарем, весь накопленный человечеством массив знания по любым вопросам.
— В школьных электронных учебниках есть белые списки сайтов для доп.информации, заранее составленные и одобренные комиссиями разного рода. Предполагается, что эти списки нужны, чтобы оградить детей от ужасного воздействия "чёрного" интернета. Как вы относитесь к такой идее?
Если это учебные сайты, которые предполагается использовать, например, для дополнительной подготовки к урокам, то это совершенно нормальная и здравая идея. Но если, как вы говорите, подразумевается, что ребенок будет посещать только эти сайты и не пойдёт ни на какие другие, то это бесконечно наивно.
Интернет огромный, и даже в собственной ленте друзей любой ребенок так или иначе ежедневно сталкивается с бесконечным количеством ссылок на сайты, которые никакие авторы учебников никогда не одобряли и даже не видели. Именно поэтому важно, чтобы человек, независимо от возраста, мог оценивать информацию по степени правдоподобия.
Попытки ограждать человека от любой неодобряемой информации приведут скорее к противоположному эффекту: если всё, что человек читал в интернете, на одобренных сайтах, было правильным, то как он вообще догадается, что новый сайт ему просто врёт, откуда у него может появиться такое предположение?
Наука не даёт ответов на все вопросы, но это самый надёжный способ приблизиться к истине, который у нас есть. Первый шаг к этому, который может сделать каждый — усомниться в том, что на первый взгляд кажется очевидным, и пойти проверять источники.
Для этого необходимо развивать критическое мышление и уметь отличать настоящие доказательства от пустых словесных излияний. Правда, в конечном счете, гораздо интереснее, чем любые выдумки.
Я верю, что сама привычка к интеллектуальной деятельности меняет мозг в правильном направлении, формирует такие нейронные сети, с которыми гораздо сложнее быть не только глупым, но и злым или несчастным, скучающим или напуганным — просто потому, что мир становится понятнее, а значит, безопаснее и интересней.