Постоянные авторы блога "Ревизор" журнала GQ начали подводить итоги, чтобы в течение оставшихся до новогодней ночи дней выбрать все лучшие культурные произведения, которые сделали наш 2013-й. Десять (на самом деле одиннадцать) лучших книг собрала Ксения Рождественская. Среди них есть и несколько книг издательства Corpus.
Может показаться, что "Теллурия" — это отвердевшая, заледеневшая версия сорокинской же "Нормы": судьбы России на разные голоса, только герои не говно ежедневное едят, а вгоняют себе в голову теллуриевый гвоздь. Гвоздь дает нечеловеческие силы и уводит в галлюциногенное счастье, но, если забить неточно, можно и помереть. Россия, тем временем, как раз помирает, распадается на мелкие осколки, тонет во тьме Нового Средневековья. Роман и сам состоит из осколков — рассказов, сказок, баек, дневниковых записей, шизофренического многоголосья. Читатель получает дозу облучения чужим экстазом: мало кто лучше Сорокина умеет писать о физиологии, в том числе — о физиологии целой страны. Симптоматично, что две главные книги года — "Лавр" и эта, как и главный российский фильм года — "Трудно быть богом" — оказались о Средневековье.
Комикс о Холокосте, в котором евреи — мыши, а немцы — кошки. (Есть и французы-лягушки, поляки-свиньи, американцы-собаки. Ничего личного.) Шпигельман нарисовал "Мауса" в 80-х – начале 90-х, комикс был отмечен Пулитцеровской премией. Сын-художник приходит к пожилому отцу, прошедшему войну и концлагерь. Мать покончила с собой, отец теперь живет с другой женщиной, сын хочет нарисовать комикс о семейной истории. Воспоминания отца — то трогательные, то страшные — сын превращает в книгу о мышах. Самые удивительные страницы, правда, посвящены не лагерю ("Маушвицу") и не истории любви, а "реальной" жизни, в которой автор "Мауса" — не мышь, а небритый мужик в мышиной маске. Вот что действительно страшно.