Роман "Люди среди деревьев" рассказывает про жизнь одного нобелевского лауреата – между открытием секрета долголетия и сексуальным скандалом.
В начале 80-х отец Ханьи Янагихары, работавший доктором в Национальных институтах здравоохранения США, часто вспоминал Дэниела Гайдузека. В то время, если вы работали в сфере вирусологии, иммунологии и вообще в области медицины, имя этого человека, раскрывшего природу болезни куру, невозможно было не услышать. Оно звучало за кафедрами престижнейших университетов, на него ссылались в диссертациях, его упоминали за обеденным столом. Так о нем узнала и будущая писательница, через 30 с лишним лет опубликовавшая роман, смоделированный противоречивой фигурой Гайдузека – нобелевского лауреата, приютившего десятки детей племени форе и впоследствии обвиненного в изнасиловании нескольких из них.
Ее роман маскируется под мемуары доктора Нортона Перины. Вместе с антропологом Полом Таллентом он отправляется на микронезийский остров Иву'иву, чтобы найти затерянное племя, но обнаруживает не только его, но и секрет долголетия. Аборигены-сновидцы, как их позже окрестят исследователи, способны жить на протяжении нескольких сотен лет, демонстрируя отменную физическую форму, но вместе с тем когнитивные нарушения. Перина пытается докопаться до разгадки вечной жизни и расстройства их мозга. Выясняется, что все дело в поедании мяса черепахи Опа'иву'экэ. Ради более подробного исследования ученый готов на похищение как животного, так и аборигенов.
"Люди среди деревьев" могут полюбиться не столько за сюжет – надо сказать, захватывающий и насчитывающий несколько метауровней, работающих синхронно, – сколько за продуманную красочность воображаемого Иву’иву. Флора и фауна, точнейшее описание быта племени, ритуалов, стигматизации, амбивалентной роли противника/друга у сакрального животного, табу, магическое мышление – все это говорит о том, что писательница перелопатила целую гору специализированной литературы, а если вычеркнуть ее фамилию, то и вправду можно подумать, что перед нами беллетризованный труд исследователя.
Но прежде всего роман Янагихары обрамляет интерес к теме власти и насилия. Осознают ли антропологи, что их исследования в силах изменить и даже разрушить обыденную жизнь изучаемых объектов? Думал ли Перина о том, что похищение черепахи приведет к нарушению биоэтики и вырождению самобытной культуры островитян? Вот перечень вопросов, интересующих Янагихару. И конечно же, эта книга – очередная попытка докопаться до природы гениальности и ее темных сторон.