Герои этой книги — Рихард Штраус, Арнольд Шенберг, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен — композиторы совершенно разных школ, традиций и личных творческих интенций. Объединяет их стремление посредством музыки описать то, что не поддается описанию в миметических родах искусства, — две страшные страницы в истории XX века: Вторую мировую войну и Холокост. "В годы войны они стояли у разных окон, откуда открывался вид на одну и ту же совершавшуюся катастрофу", — замечает автор этой книги Джереми Эйхлер.
В "Эхе времени" читателю предлагается посмотреть, что же там увидели авторы "Метаморфоз", "Выжившего из Варшавы", "Бабьего Яра" и "Военного реквиема". Естественно, красной нитью через все повествование проходит хрестоматийный афоризм Теодора Адорно о стихах после Освенцима, которые суть варварство. По поводу этой сентенции написаны библиотеки книг, по поводу чего поэт Михаил Гронас однажды лаконично заметил: "Это — двадцать три миллиона девятьсот пятьдесят три тысячи сто восемьдесят шестое стихотворение после Освенцима (цифра неточная)".
Почему же эта цифра продолжает расти в геометрической прогрессии, вопреки любым академическим штудиям и общественному консенсусу, ведущему к парадоксу: "Память о трагедии должна быть увековечена в искусстве, но при этом память о трагедии не должна быть предметом искусства"? По сути, книга Джереми Эйхлера посвящена не только отдельным произведениям и их авторам, но самой природе человеческого творчества, преодолевающего душевные страдания и в то же время способного служить неиссякающим источником этих самых душевных страданий.