"Родина" — одна из самых титулованных книг Испании последних десятилетий; автор удостоился массы премий, телеверсию романа экранизирует HBO. Если проводить аналогии по содержанию, то в российском контексте подобной книгой могла бы оказаться книга о кавказском исламистском подполье, но в нашей беллетристике эта тема еще ждет своего автора. Арамбуру взялся за роман после того, как баскская террористическая группировка ЭТА объявила о том, что складывает оружие. "Родина" не давит документальными подробностями, основная ставка сделана на взаимоотношения и внутренние трансформации героев — членов двух семей, чья дружба оборачивается ненавистью. В такой перспективе "работа" террористической машины проявляется в форме масштабного психологического насилия, разрушающего жизни всех причастных.
"Примерно часа в три дня они уже знали, что в районе Морланс произошло что-то по-настоящему серьезное. Диктор рассказал/сообщил, что район оцеплен. Журналистов туда не пускают. Кто не пускает? Гражданская гвардия. Откуда-то издалека доносились выстрелы, много выстрелов, был и один взрыв. Подробности выглядели не слишком правдоподобными, их было маловато, но все же достаточно, чтобы понять: полиция проводит в Сан-Себастьяне крупномасштабную операцию.
У Хосе Мари с самого начала появились дурные предчувствия:
— Чопо, бросай все и давай следи за улицей.
Где-то около шести вечера они получили первое подтверждение. Полицейские засекли группу „Доностия”. Сообщалось о трех убитых в одном из жилых домов Морланса. И еще: были произведены аресты и в других местах, но, где именно, диктор не сообщил. Хосе Мари, обращаясь к Чопо, который по-прежнему не отходил от окна:
— Ну, что там? — Да ничего пока".