"Карта хаоса" — заключительная часть "Викторианской трилогии", убедительно доказывающая, что о возлюбленной читателями викторианской Англии может писать не только англичанин. И этот роман напоминает многие произведения того времени, ставшие высокой классикой, но написанные для развлечения читателей и для денег. Это грандиозный викторианский аттракцион, пока застрявший где-то между беллетристикой, игрой и серьезным чтением, но имеющий все шансы впоследствии сдвинуться в сторону последнего, особенно если учесть, что написана и переведена книга отлично.
Сразу ответим на разумный вопрос — стоит ли читать третью часть, не прочитав первые две. Да, стоит. Связаны эти три книги не сюжетно, а концептуально — хотя некоторые ружья, развешанные в первых двух частях, в третьей выстреливают — но и не заметив их, можно получить от романа массу удовольствия. В любом случае, все три книги настолько многоплановы, настолько ярки и многообразны, столько в них сюжетных ответвлений, аллюзий, интриг, что удержать в голове все это сложновато.
"Карта хаоса" — не единая история, а целая их сеть, сплетенная плотно и красиво. Допущение, на которое опирается вся эта конструкция, не сложно: наша вселенная — это не единый мир, а множество параллельных миров, иногда очень похожих друг на друга, а иногда и очень разных, и порой между этими мирами могут открыться проходы. Например, в тот момент, когда один из миров обречен на гибель.
Вся "Викторианская трилогия" сюжетно как бы основана на романах Герберта Уэллса — "Машине времени", "Войне миров" и "Человеке-невидимке" соответственно, и сам Уэллс, а также другие викторианские исторические и литературные персонажи, принимают в происходящем непосредственное участие. На этот раз вместе с одним из первых в истории фантастов спасением мира занимаются самые, наверное, любимые народом авторы — Артур Конан Дойл и Льюис Кэрролл. Разумеется, мы узнаем много интересного об их жизни и методах работы, о Лондоне конце XIX века и его окрестностях, о природе спиритизма, об отношениях творца и творения, об оборотнях, музах, о неземной любви... Это то ли детектив, то ли мистика, то ли фантастика, реальность тут переплетается с фантазией, а то и со сказкой — но в конце концов все вроде бы получает рациональное объяснение. Надо сказать, что при общей легкомысленности жанра некоторые рассуждения и идеи автора очень серьезны — например, на вечную тему любви, которая оказывается сильнее смерти, Пальма говорит без всякого ерничанья.
В одну-единственную книгу, пусть и весьма объемную, автор вкладывает столько идей, вставных сюжетов, отсылок, перепевок классики, развилок, загадок, анекдотов, литературных реверансов, которой кому-нибудь другому хватило бы на целую серию вполне приличных постмодернистских романов. Но честно говоря, эта безмерная щедрость автора оборачивается и главной бедой книги. Она так огромна, сложна и разнообразна, что название выглядит кокетством — это не "карта" бесконечного хаоса, а лишь слегка намеченный план. Особенно если попытаться воспринять всю "Трилогию" как единое целое.