Как изменится жизнь человека в эпоху искусственного интеллекта

04 марта 2019
ИЗДАНИЕ

В издательстве Corpus выходит книга шведско-американского физика и космолога, профессора Массачусетского технологического института Макса Тегмарка "Жизнь 3.0" на русском языке. В ней автор рассуждает о переменах, которые принесет в жизнь людей появление на Земле сверхразумного искусственного интеллекта, и рассматривает его возможные преимущества и недостатки — от появления большого количества новых технологий до самых непредсказуемых последствий. Публикуем одну из глав.

Искусственный интеллект для космических исследований

Начнем с того, что близко моему сердцу: c исследований космоса. Компьютерные технологии позволили нам летать на Луну и отправлять беспилотные космические корабли, чтобы исследовать все планеты нашей Солнечной системы и даже совершить посадку на спутник Сатурна Титан и на комету. Как мы увидим в главе 6, будущий AI может помочь нам исследовать другие звездные системы и галактики, если будет работать без глюков. 4 июня 1996 года ученые, надеявшиеся исследовать магнитосферу Земли, радостно сообщили, что ракета-носитель Европейского космического агентства "Ариан-5" взмыла в небо с научными приборами, которые они построили. Спустя тридцать семь секунд их радость угасла, потому что ракета взорвалась, превратившись в гигантский фейерверк стоимостью в миллионы долларов. Причина, как выяснилось, заключалась в программном обеспечении, в котором случился "глюк", когда оно стало пытаться оперировать с числом, не влезавшим в 16 отведенных под это бит памяти. Спустя два года космический аппарат NASA Mars Climate Orbiter случайно вошел в атмосферу "красной планеты", и это привело к его гибели, а все из-за того, что два его программных модуля пользовались разными единицами для силы, в результате возникла ошибка в 445% при расчете необходимой тяги двигателя. Это стало вторым супердорогим "глюком" в истории NASA: в первый раз их миссия "Mariner-1" на Венеру завершилась взрывом сразу после запуска с мыса Канаверал 22 июля 1962 года, после того как контролирующее полет программное обеспечение прекратило работу из-за неправильного знака пунктуации. Как будто специально, чтобы доказать, что не только на Западе освоили искусство компьютерных "глюков" в космосе, советский проект "Фобос-1" завершился неудачно 2 сентября 1988 года. Это был самый тяжелый из когда-либо запущенных межпланетный космический корабль; целью миссии было посадить станцию на поверхность Фобоса, спутника Марса, — и все это сорвалось, когда недостающий дефис в тексте программы был интерпретирован как команда "конец миссии", которая и была отправлена на космический корабль, находившийся на пути к Марсу, отключив все его системы.

Урок, который мы можем извлечь из всех этих историй, — о важности того, что принято называть тестированием, или проверкой программного обеспечения, задача которого заключается в том, чтобы установленный "софт" полностью отвечал всем необходимым требованием. Чем больше жизней и ресурсов поставлено на карту, тем выше должна быть наша уверенность в том, что программное обеспечение будет работать как надо. К счастью, искусственный интеллект может помочь автоматизировать и улучшить процесс тестирования. Например, ядро универсальной операционной системы seL4 недавно было подвергнуто всесторонней математической проверке, чтобы дать надежную гарантию от обрушений системы и выполнения команд, угрожающих безопасности. И хотя у нее еще нет таких же бантиков, как у MS Windows или у MacOS, работая с ней, вы можете быть уверены, что не увидите ни "синего экрана смерти", ни "радужного колеса судьбы". Агентство перспективных исследований министерства обороны США (DARPA) профинансировало разработку серии высоконадежных программных средств для кибер-военных систем с открытым источником (HACMS), каждое из которых проверяемо надежно. Чтобы ввести такие средства в широкое обращение, надо сделать их достаточно мощными и простыми в использовании. Еще одна сложность заключается в том, что тестирование программного обеспечения должно будет проводиться при переносе его в роботов или какие-то другие новые среды, а само традиционное программное обеспечение будет заменяться системами с искусственным интеллектом, которые способны учиться, а следовательно, изменять свое поведение, как говорилось в главе 2.

Искусственный интеллект в сфере финансов

Финансы — это еще одна область, которая была преобразована информационной технологией, позволяющей эффективно перераспределять ресурсы по всему миру со скоростью света и обеспечивать доступное финансирование для всего на свете — от ипотечных компаний до стартапов. Прогресс в развитии систем с искусственным интеллектом, вероятно, предоставит в будущем еще большие возможности для получения прибылей в финансовых сделках: большинство решений о продаже/покупке акций на фондовых рынках сейчас принимаются компьютерами автоматически, и моих выпускников из MIT каждый год искушают астрономическими стартовыми окладами, предлагая поработать над улучшением продажных алгоритмов.

Тестирование исключительно важно и для финансового программного обеспечения, в чем американская фирма "Knight Capital" могла убедиться на своем горьком опыте 1 августа 2012 года, потеряв 440 миллионов долларов за 45 минут после установки непротестированного продажного "софта". Знаменитый триллиондолларовый обвал 6 мая 2010 года, известный как "Черный вторник" или "Flash Crash", заслуживает особого внимания по другой причине. Хотя в этот день на протяжении получаса шли массовые компьютерные сбои, во время которых цены на акции некоторых крупных компаний, вроде "Procter & Gamble", колебались от пенни до 100000 долларов США, проблема была вызвана не "глюками" в программах и не ошибками в работе компьютеров, которые можно было бы выявить с помощью тестирования. Причина заключалась в обманутых ожиданиях: автоматизированные продажные программы многих компаний должны были работать в непредвиденной ситуации, когда предпосылки их работы оказались неверны — например, неверной оказалась предпосылка о том, что, если фондовый компьютер сообщает цену акции в один цент, то это означает, что цена акции действительно один цент.

"Черный вторник" наглядно продемонстрировал важность того, что в информатике принято называть валидацией: если при тестировании задается вопрос: "Правильно ли построена система?", то при валидации вопрос ставится так: "Правильная ли система построена?". Например, не строилась ли система исходя из предпосылок, которые не всегда могут быть действительными? Если это так, то каким образом можно улучшить ситуацию с неопределенностью?

Искусственный интеллект для производства

Нет необходимости говорить, что искусственный интеллект открывает большие возможности для улучшения производства, управляя роботами, использование которых повышает эффективность и точность. Неустанные в своем совершенствовании 3D-принтеры могут теперь создавать прототипы всего чего угодно, от офисных зданий до микромеханических устройств размером с крупицу соли. В то время как огромные промышленные роботы строят автомобили и самолеты, компактные и недорогие фрезерные станки с компьютерным управлением и другие подобные им устройства благодаря их доступности попадают не только на крупные заводы, но их могут себе позволить и тысячи частных энтузиастов, "мейкеров", по всему миру, которые в своих маленьких коммунальных мастерских —

"фаб-лабах" — материализуют свои идеи. Но чем больше роботов нас окружает, тем важнее, чтобы их программное обеспечение подвергалось всесторонней проверке — тестированию и валидации. Первым человеком, которого, как известно, убил робот, был Роберт Уильямс, рабочий на заводе "Форд" в городе Флэт-Рок штата Мичиган. В 1979 году вышел из строя робот, который должен был доставлять запчасти со склада, и Роберт Уильямс отправился за запчастями сам. Внезапно робот бесшумно заработал и разбил ему голову, и продолжал бить его об стену в течение 30 минут, пока другие рабочие не узнали о происшедшем. Следующая жертва робота — Кэндзи Урада, инженер-эксплуатационник с завода "Кавасаки" в японском городе Акаси. В 1981 году, занимаясь сломанным роботом, он случайно задел выключатель и был насмерть раздавлен гидравлической рукой робота. В 2015 году 22-летний подрядчик на одном из заводов "Фольксваген" в немецком Баунтале собирал робота, способного подбирать автомобильные запчасти и устанавливать их на место. Но что-то случилось, и робот схватил его самого и раздавил насмерть об металлическую плиту.

Хотя каждое подобное событие — трагедия, важно отметить, что они составляют ничтожно малую часть всех несчастных случаев на производстве. Более того, общее их число сократилось с развитием технологий, а не выросло: в США их количество составило 14000 смертей в 1970 году и 4821 в 2014 году. Все три вышеупомянутых трагедии показывают, что добавление интеллекта неразумным машинам должно способствовать дальнейшему росту промышленной безопасности, если научить роботов осторожнее вести себя по отношению к людям. Всех трех аварий можно было бы избежать, если бы была использована валидация: роботы причинили вред не из-за "глюков" и не по причине своей злобы, а просто потому, что предпосылки их работы оказались не валидны: что людей тут нет или что люди — это разновидность запчасти.