Книга Льва Симкина "Его повесили на площади Победы" рассказывает историю нацистского палача Фридриха Еккельна, обергруппенфюрера СС, лично руководившего массовыми расстрелами евреев в Каменце-Подольском, Бабьем Яру и Рижском гетто в годы Великой Отечественной войны. Корреспондент интернет-редакции ОТР поговорил с автором о герое его книги, "психологии зла" и необходимости знаний о Холокосте.
Список нацистских преступников огромен. Почему героем своей книги вы сделали именно Фридриха Еккельна?
Есть видимость того, что нам более-менее известно о Холокосте и его палачах. Однако все эти палачи имеют лица. Одним из самых активных нацистских палачей был Фридрих Еккельн. Меня заинтересовало, как и почему он к этому пришел, где он родился, как воспитывался, кем он был до того, как стать эсэсовцем. Оказалось, что литературы о нем нет. Есть единственная книга на немецком языке "Генерал из Брауншвейга", достаточно тоненькая. Его личность никогда не подвергалась анализу. Поэтому мне было важно понять откуда берутся такие люди, как он.
В своей книге вы пишете "Без Еккельна Холокост протекал бы иначе". Получается Еккельн и ему подобные — не винтики в бездушной машине смерти, но люди, от которых действительно зависели масштабы трагедии?
Вы совершенно правы. Хотя историки спорят о точной дате начала Холокоста, я полагаю, что он начался 22 июня 1941 года. До этого, конечно, было ужасные вещи. Была "Хрустальная ночь", были Нюрнбергские законы, много чего. Но массово стали убивать после нападения на СССР.
То есть, именно убийства детей, стариков, женщин стали происходить во многом из-за таких людей, как Еккельн. Один из первых случаев массовых убийств произошел в Каменец-Подольске, после его оккупации немецкими войсками в июле 1941 года. В городе находились тысячи евреев, недавно переселенных из Подкарпатской Руси. Огромное количество людей, которых надо кормить. В юрисдикции Еккельна было решить: что с ними делать? И именно он, ни Гитлер, ни Гиммлер, ни Геббельс, а он, без всякого приказа сверху, принимает решение всех этих людей убить.
По приказу Еккельна в Каменце-Подольском расстреляли больше 23 тысяч человек — только потому, что те родились евреями. Потом был Бабий яр, где за три дня было уничтожено более 30 тысяч человек. Командовал там тоже Еккельн. Все эти массовые убийства начал он.
Еккельн был обергруппенфюрером СС — это звание равное генерал-полковнику. Он мог где-то там сидеть в своем кабинете и отдавать приказы. Но нет, он лично участвовал в казнях, ходил и подбадривал солдат, показывал в кого стрелять, и сам не брезговал брать в руки оружие.
Но когда мы говорим, что Холокост начался с Еккельна, не смещается ли тем самым мера ответственности с Гитлера или Геббельса?
Ни в коей мере. Еккельн лишь продолжатель идеологии по уничтожению евреев, давно сформулированной Гитлером. Отличие лишь в том, что Гитлер лично никого не убивал. "Грязную работу" выполняли такие, как Еккельн.
В своей книге вы приводите слова обергруппенфюрера СС Эриха фон дем Баха: “Если кто и достоин сострадания, так это мы, исполнители. Психологически нам было гораздо тяжелее, чем тем, кого мы выводили на расстрел”. Откуда эта глухота? Они, грубо говоря, придуривались? Или в принципе не воспринимали своих жертв как личностей?
Конечно, эти палачи не считали за людей своих жертв. Единственное, что заботило высшее руководство нацистской Германии — у тех, кто расстреливал женщин, стариков и детей нарушалась психика. Поэтому они перешли от "Холокоста от пуль" к газовым камерам, чтобы избавить карателей от необходимости стрелять. Они стремились сделать процесс по уничтожению людей более механизированным.
Иосиф Бродский сказал: "Я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего". Многие эсэсовцы были образованными, начитанными людьми. Почему же это никак не мешало им совершать злодеяния?
Мне представляется это высказывание Бродского прекраснодушным. Я считаю, что вещи, о которых говорит здесь поэт, никак не подтверждены историей. Нам всем хотелось бы, чтобы это было правдой. Потому, что если не верить в силу литературы и искусства, то во что тогда можно верить вообще? Но жизнь показывает другое: огромное количество начальников СС, будучи молодыми интеллектуалами (Еккельн им, кстати, не был), организовывали, исполняли и оправдывали геноцид, несмотря на всю свою образованность.
Скажите, а зачем в принципе нужна книга "Его повесили на площади победы"? Что может дать современному человеку осмысление Холокоста?
Иногда меня спрашивают: а зачем тебе разбираться в этой истории нацистского палача Еккельна? Ну, ладно ты писал про Печерского (Лев Симкин автор книги "Полтора часа возмездия", рассказывающей о восстании в концлагере Собибор, организованном советским лейтенантом Александром Печерским), это великий человек, о котором мало что было известно, ты о нем рассказал, проследил его жизнь, встретился с людьми, которые его знали. Но это одно! А тут? Зачем тебе эта "гадость"?! Вообще не надо о них вспоминать ничего!
Так полагают некоторые люди. Однако мне кажется, что нужно не только знать и вспоминать имена палачей, но и пытаться понять, как они ими стали. Если мы не будем знать палачей прошлого, то не сможем распознать палачей будущего.
Парадокс в том, что все черты Еккельна: карьеризм, антисемитизм, отношение к женщине — это черты обычного человека его эпохи. Но в какой-то момент они переходят грань и формируют монстра. При каких обстоятельствах это происходит? Мне кажется, знать об этом чрезвычайно важно.
К тому же, многие люди просто отмахиваются от проблемы Холокоста. Они говорят дежурные слова о том, что "это никогда не должно повториться", но не хотят об этом думать. Им не интересно знать детали, в которых иногда прячется суть. Но нужно себе эти детали представлять. Нужно, чтобы люди знали, как это было.