Я считаю Маргариту Хемлин одной из самых недооцененных писателей в современной российской литературе. Она ушла от нас два года назад, и самое обидное, что незадолго до смерти Хемлин наконец-то стали замечать, признавать, отмечать литературными премиями. Она действительно писала удивительную прозу, избрав странную необычную тему – большинство ее романов посвящены жизни обитателей еврейских местечек близ города Черновцы на Западной Украины в первые послевоенные годы. В этой украинской провинции страсти бушевали шекспировские – прочитайте хотя бы "Дознаватель" или "Клоцвог", самые лучшие из опубликованных романов Маргариты Хемлин.
"Искальщик" выходит в свет уже после смерти автора, но это истинный "хемлиновский" роман. Где есть все привычные атрибуты ее прозы. Есть странный главный герой (некто Лазарь Гойхман), который попадает в необычные обстоятельства (ищет некий клад). Есть головоломные повороты сюжета, когда читателя словно запутывают, заманивают в ловушку, но на последних страницах все сюжетные нити сойдутся, и все нужные потайные дверцы распахнутся. Есть удивительный, присущий только романам Маргарит Хемлин, стиль изложения, по которым ее романы опознаются с первых абзацев. Наконец, виртуозный язык, с поразительными языковыми находками, словечками, прибаутками, грубоватыми шутками – о языке прозы Маргарит Хемлин, уверен, будет написана еще не одна научная работа. Блестящий, удивительный роман, и крайне жаль, что Маргарита Хемлин только сейчас становится признанным мастером отечественной прозы.