Автора объемного исследования "Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира" британского историка и писателя Ниала Фергюсона с уверенностью можно назвать представителем направления популярной истории. Оперируя в основном фактами и цифрами, а не гипотезами и идеологемами, Фергюсон ярко и доходчиво преподносит события как современности, так и ушедших дней. Статистика, данные опросов и исследований, диаграммы и необычные сравнения – основные инструменты, широко используемые Ниалом Фергюсоном. Автор подходит к любому значимому вопросу с практицизмом политического аналитика и четкостью экономиста или математика, будь то история происхождения современной финансовой системы ("Восхождение денег"), британский колониализм ("Империя. Чем современный мир обязан Британии") или экспресс-хроника противостояния Западной и Восточной цивилизаций.
Ниал Фергюсон в "Цивилизации" приводит цитату французского историка и государственного деятеля Франсуа Гизо, явно близкую автору и выражающую подход к этой работе: "Историю следует рассматривать только как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого". Автор решил разделить книгу на шесть глав – "Конкуренция", "Наука", "Собственность", "Медицина", "Потребление", "Работа", каждая из которых посвящена революционным новинкам или, пользуясь терминологией Фергюсона, "приложениям-убийцам", позволившим Западу почти 500 лет доминировать над миром. По мотивам "Цивилизации" был снят шестисерийный телефильм: работа с телевидением – один из излюбленных маркетинговых приемов автора. Сжатое изложение каждого ухищрения западной цивилизации, при котором твердое историческое положение сопровождается минимальным количеством наиболее показательных примеров, напоминает содержание одной серии научно-популярного фильма отсутствием отвлеченного "умствования".
Ниал Фергюсон обладает очевидным талантом систематизирования и структурирования разнородной информации, он не столько анализирует, сколько приводит цифры и данные, подтвержденные годами. Используя длинную логическую цепь экономических, политических, социальных и прочих причин, позволяющих говорить в целом о гигантском многовековом преимуществе Запада над остальным миром, Фергюсон вновь и вновь возвращается к основной мысли "Цивилизации": усиление Востока, в частности Китая, ставит под угрозу власть Запада. Образ жизни, внутренний уклад представителей Востока серьезно дистанцируется от мировоззрения Европы и Америки, следовательно, народам обоих "полюсов" еще только предстоит искать общий язык и взаимопонимание, по возможности избегая войн и распрей.
Помимо вышеописанных тем Фергюсона интересуют и религиозные вопросы, в связи с чем в шестой главе "Работа" автор вспоминает о Максе Вебере с его термином "протестантская этика" – доктриной о добросовестном труде. Христианство, исторически обусловленная религия европейцев, в неравной конкуренции с атеизмом и агностицизмом сейчас сильно отходит на второй план. Немного статистики: "4% норвежцев и шведов, 8% французов и немцев посещают богослужения хотя бы раз в неделю (сравните с 36% американцев, 44% индийцев, 48% бразильцев и 78% африканцев, живущих южнее Сахары)".
Британский историк порой позволяет себе жесткие оценки, но надо признать, что система его суждений не нова и повторяет мнение ряда других современных западных общественных деятелей и писателей. Например, Боливар для него – убийца, Белоруссия – страна с "непоправимо авторитарным режимом", Россия также вызывает у Фергюсона мало симпатий. Общий резко критический подход применяется и к частностям: в предисловии к британскому изданию автор называет Иоганнеса Брамса "вялым", незатейливо копируя досадную и устаревшую, хотя и распространенную музыковедческую точку зрения, пытается сопоставить принципиально несопоставимое, допуская похвалу в адрес "сверхстарательного" Яна Вермеера и иронизируя над "сверхплодовитым" Пабло Пикассо.
Ниал Фергюсон дает несколько прогнозов дальнейшего развития событий на мировой политической арене, приводя слова мастера емкого, афористичного слога Уинстона Черчилля, отражающие мысль автора о необходимости соблюдения общественных традиций: "Центральный принцип западной цивилизации – подчинение господствующего класса древним обычаям народа и его воле, как это выражено в Конституции". Фергюсон стремится познакомить читателя с современной политической обстановкой, предоставить группу исторических причин и следствий для дальнейших умозаключений и, что является главной ценностью этой весьма спорной книги, охарактеризовать со взвешенной, материалистической точки зрения процесс сложнейших преобразований на Западе и Востоке.