Паоло Коньетти "Восемь гор"

12 апреля 2019
ИЗДАНИЕ

Италия, 1980-е. Семья мальчика Пьетро на лето уезжает из города и снимает домик в горной деревушке. Отец семейства с молодости обожает горные восхождения и берет сына с собой в походы. Впрочем, мальчик приобщается к новому хобби скорее по инерции. Там же Пьетро знакомится с ровесником Бруно, который постоянно живет в горах, присматривает за дядиными коровами и, кажется, совершенно не интересует взрослых. Они постепенно становятся друзьями, лазают по окружающим вершинам; родители Пьетро даже готовы принять Бруно в семью и отправить его на учебу в город, чтобы тот мог выбрать себе другое будущее. Но тот не хочет. Дружба растягивается до конца книги, а герои продолжают встречаться в горной долине следующие сорок лет; и все это время Бруно остается непреклонен насчет своего предназначения.

Паоло Коньетти пишет по-барнсовски короткий и тихий роман, в который запихивает длинную и разностороннюю историю отношений двух человек. Здесь речь идет не о любви, а о дружбе; однако нет сомнений, что и Пьетро и Бруно назвали бы эту историю их дружбы главным чувством в жизни. Главная интрига этих отношений — разные взгляды героев на жизнь. Пьетро, по сути человек городской, взрослеет и продолжает образование в городе, Бруно строит себе прямо на склоне отдельную хижину. Пьетро в поисках вдохновения отправляется в путешествия, Бруно пытается наладить в горах собственный бизнес. Что лучше: "уезжать и возвращаться" или торчать на одном месте; обходить все горы мира или взбираться на одну, но самую высокую? Где грань между преданностью своим идеалам и элементарной трусостью перед выходом из зоны комфорта?

Немногочисленные персонажи Коньетти можно изучать как показательные примеры пресловутой ситуации "выбора приоритетов". Отец Пьетро остался верен себе до конца; его супруга с возрастом углубилась в домохозяйство; девушка Бруно отказалась от свободы ради постоянного, хоть и совсем небольшого заработка на ненавистной работе; Пьетро никогда не ограничивал себя в поисках. Бруно же выбирает чуть ли не образ жизни отшельника: "Может, в юности и получится что-то изменить. Но потом надо остановиться и сказать: ладно, это я умею, а это — нет". Весьма спорный тезис, но с удивлением признаешься самому себе, что до конца не уверен, завидуешь в итоге Бруно или лишь жалеешь его.