"Перекрёстки" Джонатана Франзена

01 августа 2022
ИЗДАНИЕ
АВТОР
Наталья Ломыкина

Еще один великий американский писатель, который из жизни маленького человека в небольшом ограниченном мирке способен сделать универсальный роман о чаяниях и трагедиях целого поколения. Сам Франзен мыслит энциклопедически и масштабно, он художник-антрополог, исследующий человека и человечество. Для эпического повествования ему достаточно взять обычную семью из ничем не примечательного пригорода и их простую, не слишком складную жизнь. Каждым своим романом Джонатан Франзен доказывает, что любая крошечная точка на карте способна разрастись до масштабов целой вселенной.

Казалось бы, что интересного можно рассказать о буднях мелкого священника, не слишком добродетельного помощника пастора Расса Хильдебрандта и его жены Мэрион, которые уже устали друг от друга и своих детей? Однако Франзен из этого семейного перекрестка судеб, где каждый стремится к свободе и тем самым ограничивает свободу других, творит 600-страничный роман, который, по его задумке, станет первой частью масштабной трилогии "Ключ ко всем мифологиям" (чувствуете размах?).

"Перекрестки" — роман медленный, Франзен со своими героями терпелив, он дает им время на размышления. Каждому из Хильдебрандтов придется пережить собственный кризис веры и морали, и поводов автор предложит немало — от супружеской измены и наркотиков до изнасилования, попытки самоубийства и поджога.

Старший сын Клем впадает в гордыню и морализаторство, обличает отца (признаться, есть за что) и записывается добровольцем во Вьетнам — легко представить, как реагирует на это пацифист Расс. Бывшая королева школы Бекки открывает для себя все прелести секса, наркотиков и рок-н-ролла (не совсем в такой последовательности), а их младший брат Перри, наоборот, пытается двигаться от наркодилерства к святости. Но главной героиней с середины романа становится Мэрион, жена Расса. Превращение незаметной тучной супруги пастора, неловкой и нелепой, в центр притяжения происходит постепенно. Франзен методично, слой за слоем, показывает, из чего сделана Мэрион, а у той за плечами и месяцы в психиатрической клинике, и заведомо обреченный роман с женатым автоторговцем, и аборт, и неоднократные изнасилования.

Франзен заставляет читателя останавливаться на исхоженных перекрестках и раз за разом притормаживать на желтый, чтобы подумать, куда все же стоит свернуть. Его "Перекрестки" — книга о личностных и семейных драмах, которые разыгрываются снова и снова, из поколения в поколение. Через своих героев Франзен спрашивает себя и каждого из читателей — сможем ли мы когда-нибудь избавиться от нашего эгоизма? Не пора ли включить "жалость к себе в список смертных грехов" и научиться принимать неприятные, но справедливые решения?