Ранний роман автора "Неаполитанского квартета" Элены Ферранте формально является второй частью трилогии Cronache del mal d’amore, однако идея объединить три первые книги самой известной современной итальянской писательницы в мире, превратив их в своего рода цикл, — не более чем уловка римских издателей: читать их можно в любом порядке, и никакой связи, кроме разве что ряда общих тем (а этот набор у любого хорошего писателя ограничен), между ними нет. Как и любой другой роман Ферранте, "Дни одиночества" начинается с происшествия, условной загадки, ответ на которую, если и отыщется, для автора и в конечном счете для читателя не так уж принципиален — от Ольги, главной героини, внезапно уходит муж: почему? Ответ: потому что. Дело тут, как выясняется, не в муже, да и не в его уходе, раз уж на то пошло (это примерно как читать "Неаполитанский квартет", задаваясь вопросом, куда делась Лила, — лучше сразу закрыть книгу и заняться чем-нибудь другим).
"Дни одиночества" — роман более дерганый, в некотором смысле даже более истеричный, чем все тот же "Квартет". Главы короче, фразы короче, однако дело тут не в особенностях раннего стиля (у Ферранте будто бы и не было "раннего стиля", писательского взросления — такое ощущение, что ее голос сформировался и окреп в тот самый момент, когда она написала первое в своей жизни предложение), а в центральном персонаже, в самой Ольге. В автобиографической книге La Frantumaglia Ферранте говорит о своих героинях как об абсолютно конкретных людях из плоти и крови, а не фантомах воображения. Потому что во время работы она буквально перевоплощается в каждую из них. Сохраняя собственный голос неизменным, в каждой своей книге она становится другим человеком (в некоторых случаях — двумя людьми, отчего следить за этими метаморфозами становится еще интереснее). Интонацию порождает персонаж. Право голоса всегда остается за автором.