"Мы вступили в конфликт с древней ужасной цивилизацией": роман, в котором рекламщик спасает человечество

27 февраля 2021
ИЗДАНИЕ
АВТОР
Вадим Бадретдинов

Литературный обозреватель Вадим Бадретдинов рассказывает о новой версии романа Арсена Ревазова "Одиночество-12", первоначально изданного еще в середине двухтысячных, но теперь со значительными авторскими изменениями опубликованного издательством Corpus. Главный герой книги должен противостоять древнему секретному братству, чья цель — войны, теракты и насилие.

Дебютный роман Арсена Ревазова "Одиночество-12" вышел в издательстве Ad Marginem еще в 2005 году. Тогда Ревазова называли русским Дэном Брауном, Харуки Мураками, Умберто Эко. Писали, что "Одиночество-12" — это и "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", и "Семь лет в Тибете", а еще "Клуб Дюма, или Тень Ришельё". Всего понемногу. Возможно, такие сравнения справедливы, но для издания 2021 года Ревазов существенно переписал роман, добавил фактуры героям, изменил финал. Первый роман второй раз стал первым.

В жизни Иосифа, директора рекламного агентства, случилась трагедия — его лучшего друга Химика убили. Причем убили как-то странно — голову отрезали и куда-то спрятали, а в мертвые руки вставили незажженную свечу. Через какое-то время к Иосифу в агентство пришел мужчина. Он готов платить огромные деньги лишь за то, чтобы в медиа время от времени появлялись слова "калипсол", "Дейр-эль-Бахри", "одиночество" и число 222461215. Заманчивое предложение, от которого Иосиф отказаться не может, ведь всё так просто.

Довольно скоро связь между событиями становится очевидной. Дальше всё происходит, как в голливудском боевике с бюджетом в сотни миллионов долларов: герой из России летит в Иерусалим, в Ватикан, в Россию, в Японию, в Италию, снова в Россию, снова в Италию. Попадает в тюрьму, в православный монастырь, в параллельный мир. Раскрывает тайны фараонов, спасает любимую женщину, жертвует собой ради всего человечества, ищет древние артефакты. Ревазов не дает возможности читателю вздохнуть и сделать перерыв. Всё очень круто.

Больше всего "Одиночество-12" напоминает пелевинские "Generation П" и "Непобедимое солнце". Такая же фантасмагория, резкие и необъяснимые повороты сюжета, путешествия куда-то туда. Однако, в отличие от Пелевина, у Ревазова нет (во всяком случае это совсем не чувствуется) цели поднять свой текст на уровень социального, политического или какого-либо еще высказывания. Казалось бы, книга тогда хороша, когда в ней помимо самой истории есть что-то еще. Но "Одиночество-12" этот тезис опровергает.

Как говорил автор в интервью изданию "Афиша Daily": "Я совершенно не люблю конъюнктурные истории. Если все в депрессии, я не буду в депрессии". И в этом смысле роман "Одиночество-12" как никогда нужен. Он не имеет поучительных нот, не претендует на награду, не выворачивает наизнанку, не заставляет задуматься, но при этом вызывает исключительно приятные эмоции. Таких книг в отечественной литературе до сих пор довольно мало.

Если что и способно омрачить впечатление придирчивого читателя — это финал. Похоже, в результате переписывания текста Ревазов увлекся и нарушил собственные правила игры, тем самым обманув читателя, что можно считать приемом нечестным. К тому же, несмотря на переработку текста, Ревазов зачем-то обильно наполнил текст бородатыми анекдотами (хотя и они, кажется, после двухтысячного года были успешно заменены мемами). Да и рынок медийной рекламы представлен как властитель газет, радио и телевидения (и это в эпоху YouTube, Instagram и Facebook). Но некоторый архаизм хоть и отвлекает, но вовсе не раздражает.

На один такой повод удивиться в романе "Одиночество-12" найдется пара десятков других поводов, куда более приятных и запоминающихся.