В нашем издательстве в январе вышел роман канадской писательницы Мадлен Тьен, который попал в шорт-лист Букеровской премии — "Не говори, что у нас ничего нет". Мадлен Тьен рассказывает историю жизни двух китайских семей на фоне кровавого правления Мао Цзедуна.
И рассказывает она ее очень осторожно, бережно по отношению и к читателям, и к собственным героям. Слегка меланхоличный тон, легкое ощущение безвременности повествования — про китайскую культурную революцию и сопряжённые с ней события сложно говорить без надрыва и дрожи в голосе, но Мадлен Тьен это удаётся.
Главная героиня, от лица которой ведётся повествование, при рождении получила два имени: китайское Лилин и западное Мари. Она живет вдвоём со своей матерью в Ванкувере: отца на момент начала повествованиям уже нет в живых. Лилин постоянно вспоминает о нем, осознавая, что она довольно плохо знала о жизни отца до их переезда в Канаду. Точнее, не знала о жизни семьи в Китае почти ничего.
Однажды у них дома неожиданно появляется родственница из Китая: девятнадцатилетняя Ай Мин, которая ищет убежища после студенческого бунта на площади Тяньаньмэнь. Дома у Лилин новая родственница очень подробно перечитывает тетрадей покойного отца, среди которых Книга записей — история, написанная отцом Ай Мин. С живым интересом и чутким отношением к прошлому, девушки собирают воедино историю своих предков, параллельно исследуя последствия страшных политические кампаний в Китае. Последствия этих кампаний затронули миллионы людей и продолжали влиять на ход их жизней на протяжении нескольких поколений.
Читатели, мало знакомые с историей Китая, находят в книге «Не говори, что у нас ничего нет» полноценную карту исторических событий: от завершения гражданской войны в Китае в 1949 году до наших дней. Годы жесткой политики Мао Цзэдуна привели к гибели миллионов людей в результате небывалого голода, изнурительного тюремного труда и казней, санкционированных правительством. Ежедневная борьба за выживание.
«Восемь месяцев спустя Председатель Мао издал декрет, согласно которому города объявлялись бесполезными, а образованный класс следовало отправить "ввысь в горы, вниз в села", дабы они испытали на своей шкуре сельскую бедность. Все еще открытые университеты и средние школы приказывалось закрыть, все еще не отмененные занятия были официально закончены. Этому новому поколению предстояло стать героическими чжицин, "образованной молодежью"».
В книге "Не говори, что у нас ничего нет" Мадлен Тьен есть ещё один нетипичный главный герой — наравне с персонажами им становится музыка. Музыка пронизывает повествование насквозь, она действует как нить, которая сшивает воспоминания персонажей.
Шостакович, Бах, Прокофьев: в определенный момент в новом Китае любовь к музыке становится опасной. Герои тяжело переживают это насаждение режима, хотя и пытаются принять новые правила жизни.
Сложный крой сюжета, масштабное полотно дат, событий и героев, которые родились в кровавый век правления Мао, делают книгу "Не говори, что у нас ничего нет" важной частью понимания особого китайского исторического пути. А безусловный писательский талант Мадлен Тьен — ещё и очень увлекательным романом, от которого сложно оторваться!